Перед Украиной стоят сложные экономические задачи, но в стране нет государственного органа, который бы ими занимался. МЭРТ тоже не стал такой структурой. Заложенная будто бы идея ультралиберализма, которая на самом деле не имеет никакого отношения к либерализму, не предусматривает свободы для всех, а только для избранных. Поэтому результат неутешительный.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал экономист Юрий Буздуган, оценивая деятельность Минэкономразвития Украины.
Деиндустриализация
«25 лет назад Украина была сравнима с Германией, Англией, Францией по своему индустриальным потенциалу. Основой этого индустриального потенциала было 8500 промышленных корпораций. Сегодня их осталось менее тысячи», - констатировал Буздуган.
«Украина добывает уран. Есть три шахты. Урановым шахтам не продлевают лицензию на добычу и переработку урана. При том, что все «за», – премьер, Кабмин – три месяца лицензии нет. Из-за этой бумажки урановые шахты и комбинат стоят. Последняя причина – не собралась нужная комиссия. Между тем, высокотехнологичное производство остановлено», - приводит пример специалист.
Упадок отраслей промышленности
«Украина в 1991 году производила химической продукции примерно на 12 млрд советских рублей. А в 2016-ом получили показатель в 3 млрд долларов: то есть производство упало примерно в четыре раза. На текущий момент волевым решением вообще фактически останавливают все химические комбинаты. А против Одесского припортового завода и вовсе ведется политика, нацеленная на закрытие предприятия», - отметил он.
По словам эксперта, столь же катастрофична ситуация в угольной и металлургической промышленности.
«Уран и уголь – два энергоносителя, которые есть в Украине, но фактически происходит уничтожение данных отраслей», - подчеркнул экономист.
Украина как сырьевой придаток
«В позапрошлом году мы произвели около 60 млн тонн зерновых и две трети из них, 40 млн, продали за границу. Низшим уровнем экономики является экономика аграрная, несколько выше - торговая, затем индустрия первого поколения - малый и средний бизнес. Индустрия второго поколения - промышленные корпорации. В мире доминирует индустрия третьего поколения. Политика последних 25 лет в Украине больше направлена на уничтожение индустриального потенциала», - рассказывает специалист.
Консервация бедности
Эксперт отметил: одна из главных проблем заключается в том, что нарушен баланс потребления, а меры по исправлению ситуации – практически отсутствуют.
«Речь о составляющей зарплат в ВВП. Чтобы нормально работала экономика, на зарплаты и пенсии надо отдавать 60-70% ВВП. Иначе происходит затоваривание. Человек не имеет денег покупать продукцию. Сегодня в Украине на зарплаты в структуре ВВП приходится в два-три раза больше, чем должно быть при нынешнем уровне производства», - констатировал Буздуган.
«Самый яркий пример – сельское хозяйство: хорошие урожаи, но даже их уже не так покупают», - добавил он.
«Тотальная распродажа»: чем занимается МЭРТ
«Несколько лет назад нас предупредили о главной задаче – провести масштабную и амбициозную приватизацию. Критерий только один. Образно говоря, существует в народе пословица «научи дурака Богу молиться...», а продолжение все знают. Так вот, программа приватизации следует именно такой позиции», - говорит специалист.
Как уточнил эксперт, сейчас по экономической структуре наиболее близка к нашей структуре Франция.
«Приватизированные предприятия, грубо говоря, отправляются на металлолом. У нас не та приватизация, которая приводит к увеличению производительности предприятия. Кто смог отнять - сделал это, получил максимум от активов, и на этом все», - добавил он.
«МЭРТ не выполняет своих основных функций, а тем временем Украину сознательно превращают в сырьевой придаток», - резюмировал Юрий Буздуган
«Слово и Дело» зафиксировало 61 обещание министра экономического развития и торговли Украины Степана Кубива, большинство из которых, 28, - выполнено. Общий показатель уровня его ответственности - 46%.
Подробнее о деятельности МЭРТ – в материале портала «Банкир, депутат, министр. Как выполняет обещания Степан Кубив?»