Минэнерго сегодня остается в плену атавистической структуры управления. Во всем мире действует более функциональная форма управления.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал эксперт по вопросам энергетики Сергей Дяченко, оценивая деятельность Минэнергоугля под руководством Игоря Насалика.
«Отраслевая модель – это когда за каждой отраслью закреплено министерство. Это социалистическая централизованная система. В рыночных экономиках, как правило, то, что у нас делают отраслевые министерства, делает Минэкономики», – отметил Дяченко.
«У нас долгое время было то Минэнерго, то Министерство топлива и энергетики. То есть что-то отделяли, что-то присоединяли, меняли названия. Непонятно, зачем это все было. С конца 90-х годов министерство выполняло функции по управлению активами энергокомпаний. Сейчас, после массовой приватизации, эта функция ушла, а единственное, что оправдывает существование министерства, – разработка каких-то стратегических направлений развития отрасли. Что еще реально делает министерство, сложно сказать», – подчеркнул эксперт.
По его словам, функциональная деятельность происходит в больших энергокомпаниях, которые условно подчинены министерству.
«Рынки относительно сформированы, есть регуляторы, которые занимаются многими вопросами. Для самого министерства ключевой функцией является то, что у нас называют энергетической стратегией, и ее последующая реализация. Возможно, еще существенная роль в координации подготовки к отопительному сезону. Хотя и в этом вопросе главными проблемами – закачкой газа, накоплением запасов на угля – занимаются либо крупные частные, либо государственные компании, которые не зависят от министерства», – пояснил специалист.
На его взгляд, что касается стратегии развития министерства под руководством Насалика, то она выглядит эклектично.
«Как можно развивать одновременно атомную отрасль и восстановительную? Это вещи, которые будут препятствовать друг другу», – уточнил он.
Энергетик считает, что разработанная стратегия развития Министерства – это скорее декларативный документ, который вряд ли принесет пользу на практике.
Из успешных шагов эксперт отметил переход на рынок двусторонних контрактов.
«Есть определенные сдвиги в решении угольной проблемы, в вопросе замещения антрацитовой группы угля. В общем, несмотря на все недостатки, по пятибалльной шкале Насалик заслуживает четверку с авансом», – проанализировал Сергей Дяченко.
«Слово и Дело» зафиксировало 31 обещание Игоря Насалика, большинство из которых имеют статус «в процессе». Общий показатель уровня ответственности министра – 16%.
Подробнее о деятельности Минэнерго – в материале «Министр со спортивными амбициями. Как работается в Минэнерго Игорю Насалику».