Заявление выглядит скорее как популизм, нежели реальная альтернатива. История о создании консорциума тянется от начала независимости. Почему-то считается, что платить за модернизацию ГТС, постройку интерконнекторов, технологический газ должен кто-то другой, а не украинские операторы.
Об этом в комментарии «Слову и Делу» рассказал директор специальных проектов научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев, оценивая предложение Украины о создании международного консорциума на базе украинской ГТС, который технологически может заменить «Северный поток-2».
«Вместо того, чтобы сегодня думать о том, что будет после 2019 года с украинской ГТС, вместо того, чтобы заняться реальной диверсификацией маршрутов, поставок газа на территорию Украины, постройкой хотя бы 110-километрового интерконнектора из Польши или еще меньшего из Словакии, у нас опять принимаются воскрешать давно умершие планы по поводу консорциума», – констатировал эксперт.
Он напомнил, что с 2008 года в Украине уже существует ООО «Международный консорциум по управлению и развитию газотранспортной системы Украины».
«Поскольку Европа все это время не демонстрировала какой-либо заинтересованности в функционировании деятельности такой организации, вряд ли что-то измениться в ближайшее время. Тем более «Северный поток-2» рассматривается рядом стран ЕС как одна из возможностей уменьшить свою зависимость от Украины как транзитера энергоресурсов», – отметил специалист.
Как объяснил Рябцев, постройка «Северного потока-2» с точки зрения европейских стран является тем же, чем, например, интерконнектор из Польши – для Украины.
«Это один из путей диверсификации поставок газа на территорию стран ЕС. Очень сомнительно, что Германия, Австрия, Италия и другие страны откажутся от весьма привлекательного для них проекта, чтобы вкладывать средства непонятно во что», – резюмировал Геннадий Рябцев.
Ранее Петр Порошенко обсудил с Дональдом Туском угрозы проекта «Северный поток–2».
Напомним, еще в прошлом году Украина подала в суд на «Газпром» за строительство «Северного потока-2», считая его мотивы политическими.