Суть реформы – в том, что в лечебном учреждении все должно быть готово к принятию пациента до его прихода, и пациент ни за что не будет платить. Он уже заплатил из своих налогов. Если же дополнительно за что-то заплатить все же придется, то должны быть четкие правила – за что и сколько. Но сможет ли в краткое время подготовиться к переменам сама отрасль?
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал практикующий врач, член организации «Украинская ассоциация содействия охране здоровья населения» Андрей Гук, оценивая медреформу, внедряемую в Украине под руководством и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун.
Мифы о бесплатной медицине: медреформа для пациента
«Старт дан. Реформа нужна, но ее пошаговое внедрение вызывает некоторые опасения, потому что очень много проблем накопились за 25 лет независимости Украины. И эти вызовы новы даже для Европы. А причина в том, что большую часть медицинской помощи у нас оплачивает сам пациент. Такого нет ни в одной стране мира. Миф о бесплатной медицине остается мифом. И намерения Минздрава перевести хаотические и не всегда легальные взаимодействия пациента и медучреждения в легальное русло очень верны», - говорит Андрей Гук.
Зоны риска
Специалист выразил опасение по поводу возможного возникновения противоречий ряда положений медреформы с Конституцией Украины.
«Придется дискутировать с Конституционным судом и ждать толкования 49 статьи Конституции в связи с новыми, ранее не учитывавшимися обстоятельствами. В частности, эта статья рассматривается без привязки к 95-ой статье Основного закона. А она гласит, что система здравоохранения финансируется исключительно через закон о госбюджете. Если бюджет здравоохранения – 100 млрд грн., то именно на эти деньги мы можем оказать бесплатные услуги. А вот разграничить, где заканчиваются бесплатные услуги и начинаются платные – проблематично», - рассуждает Андрей Гук.
«К сожалению, возможны варианты, когда пациент с острой патологией попадает в больницу, где ему спасают жизнь, а затем нужна операция, за которую платить нечем: государством не предусмотрено, а у пациента нет финансов. Получается, мы ограничиваем возможности человека получить качественные услуги», - отметил он.
Денежный вопрос
«Медицинская помощь состоит из набора медицинских услуг. Сейчас около 80 процентов финансирования медицинской отрасли направляется на зарплаты медикам. Тех денег, которые выделяются, без серьезной реструктуризации и перепрофилирования медучреждений не хватит на оказание качественных медуслуг. Мы изменяем механизм, но его финансирование пока непонятно и не соответствует мировым практикам. Поэтому идет такая борьба сторонников и противников реформы», - констатировал Гук.
По словам специалиста, к законопроекту, который принят в первом чтении, остается много вопросов из-за несоответствий в документе.
«Учитывая, что подготовлено уже около ста поправок, трудно будет выйти на конечный вариант. Нужно будет много нюансов, которые пока не стыкуются», - добавил врач.
Реформа здравоохранения для врачей
«Хорошие врачи только выиграют от реформы, потому что они квалифицированы и всегда востребованы. Именно на них развернется настоящая «охота» – больницы будут заинтересованы привлечь в штат специалистов, которые работают качественно и приведут за собой пациентов. Врачи, которые не смогут работать на уровне, не владеют современными методиками, имеют печальные перспективы. Это поможет «отсеять» медработников, которые либо устали, либо не хотят работать в отрасли», - обьяснил Андрей Гук.
Резюмируя, он подчеркнул, что по итогам реформы в отрасли должны остаться профессионалы, которые действительно живут медициной, понимают направления ее развития и сами развиваются в соответствии с современными тенденциями.
«Слово и Дело» зафиксировало 20 обещаний и.о. министра здравоохранения Ульяны Супрун, большинство из которых получили статус «в процессе». Общий показатель уровня ее ответственности – 15%.
Подробнее о том, как украинские чиновники пытались изменить систему здравоохранения, – в материале «Как политики добиваются принятия медреформы. Обзор обещаний».