Стена-2: что даст запрет российских соцсетей?

Максим Кречетовжурналист, блогер

Даже жаль Президента. Одним росчерком пера он получил волну ненависти от миллионов ватников, недовольных запретом российских соцсетей и других ресурсов. Но и патриотично настроенные граждане не рукоплещут такому решению: во-первых, уверены мы, такое решение должно было быть принято больше трёх лет назад. А во-вторых, при выполнении этого указа специалисты предрекают массу проблем – от технических до финансовых.

Разве три года назад не было очевидно, что ресурсы агрессора работают против Украины? Но ещё в феврале этого года министр информационной политики Юрий Стець стоял горой за всякие «ВКонтакте», «Одноклассников» и прочее: «Не будет такого (закрытия доступа к сайтам – ред.). Иначе мы доиграемся. Интернет – это свободное поле». Вот и паслись свободно на этом поле в Украине ФСБ, сепаратистские антукраинские группы и крупные российские компании под горячее одобрение Мининформполитики.

День независимости?

Порохоботы разгоняют «перемогу» – российские биржи просели и ещё будут проседать из-за запрета на бизнес в Украине гигантов российского IT-сектора и интернет-сервисов, а это – миллионные потери. Но разве цель запрета – нагадить горе-соседу?.. Эти же порохоботы забывают сказать, что украинскому IT-сектору оборудование и работы по запрету сайтов могут стоить до миллиарда долларов – а указ возлагает именно на провайдеров обязанность обеспечить запрет. И при всём этом обойти его проще простого: есть бесплатные расширения для самого популярного браузера Chrome, есть браузер TOR, технологии удалённого доступа VPN и прокси-серверов. Кроме того, это будет сильный удар по бизнесу интернет-рекламы, а также по украинским IT-компаниям, которые сотрудничали с российскими интернет-сервисами. В чём тогда смысл таких запретов?

Оказалось, что мы вполне можем жить без российского газа (вернее, можем покупать его через европейские страны без обычного для России шантажа), можем отключить хотя бы центральные каналы страны-агрессора хотя бы в кабельных сетях, можем отменить прямое авиасообщение (но летать через Беларусь, при этом поезда как ходили – так и ходят), можем блокировать «торговлю на крови» с ОРДЛО. А теперь вот можем махнуть шашкой и как бы запретить российские соцсети (которые, как мы уже сказали, всё равно будут доступны украинцам через обходные пути). И всё это на фоне решительной конфискации «денег Януковича», начала заочного процесса над президентом-беглецом и накануне введения безвиза с ЕС. Просто праздник независимости от России! Хотя нет – не хватает ещё визового режима с Россией, но это не так уж сложно сделать. При желании.

Большая политика

Ну что ж, это отличный подарок к трёхлетию президентства Порошенко и внушительный «комплект» для избирательной кампании его политсилы: пока всякие радикалы с тимошенковцами критикуют власть, а оппозиционная «Самопомощь» не может справиться с мусором во Львове (где мэрствует лидер партии), Президент и подконтрольные ему парламент с правительством через три года вдруг вспомнили о своих обещаниях избирателям. Самое многострадальное, конечно, это о безвизе с ЕС. Но самое главное обещание – закончить АТО – ни в обещанные считанные часы, ни даже в считанные годы выполнить не получается: ни на условиях «партии войны», ни по плану «партии мира». Впрочем, это отдельная тема. Так вот, прибавьте к вышеперечисленному повышение «минималки» до 3200, внушительные субсидии (за неиспользование которых теперь ещё и премии выплатят) и обещанное повышение пенсий (с неповышением пенсионного возраста).

Итак, политтехнологи Президента наверняка уверяют его, что к досрочным выборам в парламент он, в случае чего, готов. Зачем они нужны? Правящая парламентская коалиция у нас ведь есть даже не на бумаге, а лишь на словах. А вы думаете, на Западе не задают вопросов по поводу политической легитимности правительства в парламентско-президентской стране, которое опирается на мифическое большинство в Верховной Раде? Кроме того, состав президентской фракции сегодня совсем не такой, каким бы хотел его видеть Президент (всякие «еврооптимисты» и прочие отщепенцы портят картину и нервы). Но ведь свои показатели улучшат, в первую очередь, оппозиционные силы (как проукраинские, так и пророссийские)! Да, но кто сказал, что забыта идея «широкой коалиции» президентской фракции с многочисленным (в будущем парламенте) «Оппоблоком» под эгидой объединения страны?

Ukr.net vs Mail.ru: смена не почты, а менталитета

Но отвлечёмся от большой политики и поговорим о маленьком любителе ворованной музыки и фильмов, порнухи и ватного шлака. В стране война, а миллионам (!) людей лень перенести свои фоточки и прочие ценные материалы из российских соцсетей если не в «клятый американский Facebook», то в безразмерный сервис Google Фото, в весьма просторный Google Drive или в Dropbox. А чем плоха почта Gmail или Ukr.net? Одним просто жуть как не хочется выходить из зоны комфорта и менять русско-ФСБшные mail.ru и yandex на нормальные сервисы, а другим откровенно нравится читать и писать гадости об Украине – о своей истекающей кровью родине в угоду врагу, и это никакой не пафос, а констатация факта. «Победобесие» 9 мая показало, как много агрессивных антиукраинцев в Украине, запрет на российские сервисы показал, как много пассивных антиукраинцев... Что с этим делать?

И про «свободу слова». Писать свои (или под чью-то диктовку) ценнейшие мысли и откровенные гадости можно не только в российских соцсетях. Помимо американских Facebook, Twitter и Instagram, есть украинские сети «Жители» и «Соседи», к примеру. Но и в Facebook скоро набегут любители банальных статусов и георгиевских ленточек (которые, кстати, тоже запретили вчера). Подтвердить правильность действий украинского Президента была призвана сегодняшняя новость о DDoS-атаках на сайт Президента Украины с российских mail.ru и «ВКонтакте» – в отместку за запрет. Но кто-нибудь ответит внятно: почему эти правильные шаги не предприняли три года назад?! Ведь в запрещённых соцсетях буйным цветом цвело разжигание межнациональной розни, через них мобилизировались сепаратисты для антигосударственных выступлений, там и пиратский контент, и откровенная порнуха – всё то, без чего украинский сегмент Интернета станет гораздо чище, гигиеничнее. Да, это не очень демократично, но мы в состоянии войны и, запрещая ресурсы агрессора, совершаем всего лишь ответное, хоть и очень запоздалое действие – в России всё украинское (кроме предателей) давно под запретом. Так в чём же дело? А в том, что как открытые донбасские сепаратисты, так и латентные ватники по всей Украине хотят, не уезжая отсюда, жить, тем не менее, в России. Этому желанию, кстати, способствует и управляемая из Москвы церковь (далеко не все её служители служат Богу, а заодно прислуживают и агрессору) – как с ней быть? И как бороться с внутренним врагом? К сожалению, разочарование и растущая нелюбовь к нынешней власти у многих проецируется на саму страну. И что делать с уверенностью, что обсуждаемый запрет будет таким же «эффективным», как и пресловутый проект «Стена» на границе с Россией?..

Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО