Во время празднования 9 мая в Днепре, Запорожье и Киеве произошли серьезные конфликты на политической почве. В результате стычек в Днепре пострадали ветераны АТО, а в Киеве был разгромлен офис ОУН. Ситуация в Днепре привела к увольнению всего руководящего состава местной полиции, а мэр города Борис Филатов признал, что «Днепр качают». По мнению экспертов, сценарии, примененные 9 мая, позволили российской стороне в свое время аннексировать Крым и разжечь войну на Донбассе. Наиболее опасными в плане сепаратистского реванша следует считать города, освобожденные в 2014 году украинской армией.
Стычки на 9 мая в Днепре и Запорожье произошли по схожим причинам. Так, в Днепре, ветераны АТО попросили участников шествия, организованного лидерами «Оппозиционного блока» в честь Дня Победы, убрать партийную символику. Последовавшую вслед за этим массовую драку, в которой пострадали сами же ветераны АТО, спровоцировали так называемые «титушки», охранявшие агитационные палатки «Оппоблока». Полиция, пытавшаяся поначалу разъединить стороны, включилась в конфликт, причем со стороны выглядело так, что именно на стороне «титушек».
В Запорожье драка на 9 мая возникла между участниками акции «Бессмертного полка» и проукраинскими активистами, которые потребовали убрать советские флаги. В потасовке пострадали, в том числе, сотрудники полиции. Наконец, в Киеве произошел конфликт между активистами ОУН, которые напротив своего офиса развернули плакаты с лозунгом «Не допустим марша коммунистов», и полицией, которая вошла в офис, чтобы «не допустить провокаций». В итоге, по данным полиции, были задержаны 25 активистов, а представители ОУН позже опубликовали фотографии разгромленного помещения.
Наиболее серьезные последствия имели беспорядки в Днепре, после которых министр внутренних дел Арсен Аваков сменил все руководство местной полиции, а мэр города Борис Филатов признал, что ситуация в Днепре далека от нормальной. «Днепр - качают. Уже два года. И два года я отбиваюсь по всем фронтам. Сам. И мне никто особо не помогает... Полиция коррумпирована, прокуратура занята, а у СБУ более важные дела... До сих пор не найден и не наказан ни один преступник... Полностью провалена вся оперативная работа. Никто не занимается предотвращением преступлений. В городе массовый вандализм, хищение лифтовых и телефонных кабелей, люков и ливневок», – написал Филатов в своем Facebook сразу после этих кадровых решений.
Ранее мэр Днепра отметил, что зря доверился заверениям полиции о том, что все «под контролем»; Филатов пообещал закрыть городское финансирование всем «ветеранским» организациям и перенаправить его на нужды союза ветеранов АТО, а также создать в городе «аналог немецкого фрейкора» 1920-ых годов, если ситуация с правопорядком не улучшится.
Назревают проблемы и в Харькове, который в апреле 2014 года был зачищен от сепаратистов. Об этом сообщают местные жители. «В принципе, продолжается «слив» Харькова. Это небыстрый процесс, но сегодня – один из знаковых моментов. Антиукраинские (это не я сказал, они совершенно не скрывают своих взглядов) организации «Трудовая Харьковщина» и «Союз советских офицеров» впервые с начала войны официально провели в Харькове два шествия с советской символикой», – отметил один из харьковских журналистов, описывая события в этом городе 9 мая.
Комментируя ситуацию в Днепре, генпрокурор Юрий Луценко назвал упомянутые события «прокремлевской акцией». «Она стала возможной вследствие самоустранения патриотических организаций и партий от празднования нашей победы», – написал в своем Facebook генпрокурор. По мнению главного редактора сайта «Информационное сопротивление» Юрия Карина, в Украине следовало бы праздновать 9 мая, пока живы реальные фронтовики. «Однако праздновать День Победы надо по своему, а не по российскому сценарию», – подчеркнул Юрий Карин.
Стилистику празднования 9 мая в России многие называют «победобесием». Массовые торжества на улицах российских городов проходили под лозунгом «можем повторить» – с намеком на то, что русские снова готовы прошагать половину Европы; участники этих мероприятий, не будучи фронтовиками, рядились в униформу армии СССР времен Второй мировой, а также напяливали на себя боевые ордена, не имея к ним ни малейшего отношения. К слову, движение «Бессмертный полк», представители которого спровоцировали потасовку в Запорожье, было организовано в феврале 2014 года в России.
Комментируя одному из интернет-изданий причины провокаций 9 мая, журналист Денис Казанский предположил, что пророссийские силы в Украине хотят взять реванш и снова захватить власть, реализовав так называемый «донецкий сценарий». Для этого реваншисты пытаются «использовать и объединить людей маргинального типа, симпатизирующих «красно-коричневым идеям». «Если они придут к власти, то будут опять в Киеве уличные бои. Потому что есть часть украинского общества, которая никогда с этим не смирится. Я думаю, что это половина тех людей, которые сегодня проживают в Украине. И ничего, кроме конфликтов и противостояний, не произойдет. Я лично это видел своими глазами в Донецке, в Луганске три года назад», – заявил Денис Казанский.
По его мнению, государство обязано «работать» с людьми, которые либо являются организаторами, либо находятся в тени реваншистских процессов. «Но проблема в том, что мы все знаем, кто эти люди. И в Киеве я лично наблюдал символику «Украинского выбора» Виктора Медведчука. Я видел, что там были Королевская, Новинский и Бойко. То есть это «Оппозиционный блок», это Медведчук», – подчеркнул Казанский.
Юрий Карин считает, что надо быть бдительными из-за угрозы подрыва государственности: «Необходимо реформировать правоохранительные органы и спецслужбы, заложив в основу их деятельности принцип стратегической коммуникации с обществом. В случае его соблюдения основные игроки в сфере экономики, политики, гражданского сектора на основе взаимного доверия будут упреждать проявления сепаратизма, бороться с его эскалацией».
Впрочем, Карин не прогнозирует в ближайшее время новой вспышки сепаратизма: «Все-таки три года не прошли даром. Надо отдать должное СБУ и МВД, которые провели основательную зачистку, а в некоторых регионах нанесли сокрушительный удар российской резидентуре, которая раскачивала обстановку. А поскольку агентурная сеть создается годами, то, по крайней мере, в ближайшие пару лет я не предвижу серьезных проблем».
С другой стороны, по его мнению, конфликты 9 мая стали следствием мощной пропагандистской волны, которая разгоняется Кремлем для создания внутреннего противостояния в Украине: «Все разыграно как по нотам. Сработала именно та составляющая, которая помогла россиянам аннексировать Крым и ввести войска на Донбасс». По мнению эксперта, если уж вполне благополучный Днепр стал ареной для провокаций, то сложно предположить, какой город может стать следующим. «Рвануть может, прежде всего, в освобожденных украинской армией городах – Славянске, Северодонецке, Торецке и других населенных пунктах. В некоторых таких городах мэры придерживаются сепаратистских взглядов, а муниципальная полиция набирается из людей, поддержавших так называемые «республики», – отметил Юрий Карин.
По его мнению, чтобы предотвратить реванш, государство должно заняться информационно-разъяснительной работой. «Половина информационного пространства Украины – СМИ, политиков, лидеров общественного мнения – отрицают российскую агрессию», – заключил Карин.
Денис Попович, специально для «Слова и Дела».