Референдум: Анкара меняет законы Ататюрка. Эрдоган против «Отца нации»

Александр Мережкоюрист - международник

Модель управления государством в Турции сложилась еще во времена Ататюрка – прозападного лидера, который провел реформы, направленные на политическое движение страны в Европу. В то же время, Турция Эрдогана демонстрирует мощный откат в направлении государства происламского.

Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» высказал эксперт-международник Александр Мережко, оценивая ситуацию с проведением референдума в Турции по поправкам в конституцию, после принятия которых страна станет президентской республикой.

Кто кого: диктатор против «Отца нации»

«Если Ататюрк построил светское государство, то Турция Эрдогана демонстрирует мощный откат в направлении государства происламского. Диктаторская модель Эрдогана, по сути, противопоставлена политическому наследию Ататюрка — «отца нации», - констатировал Мережко.

«Для модели управления Ататюрка характерным было особое значение армии как гаранта сохранения светского государства. После ликвидации попытки госпереворота Эрдогану удалось лишить армию этого статуса. Отражением происходящих изменений и является вынесенная на референдум новая форма правления», - говорит он.

На его взгляд, была высокая степень вероятности, что турки ответят Эрдогану «да», поддержав его поправки на референдуме.

«Эрдоган — правый исламистский популист. После организованных им репрессий и подавления гражданского общества в Турции очевидно, что большинство проголосует «за». Хотя, безусловно, некое протестное движение сохранится: турецкая интеллигенция имеет прозападный характер», - предполагает эксперт.

Goodbye, Европа: будущее Турции при президентской форме правления

«Когда в Греции произошел переворот «черных полковников», членство этой страны в Объединенной Европе было приостановлено. Но Турцию вряд ли кто-то захочет озлоблять. Санкции вводить также вряд ли станут. Брюссель захочет выйти на диалог, попытается использовать не кнут, а пряник. К тому же Турция остается союзником США в Сирии, и ее будут удерживать на западной орбите. В то же время, о перспективе членства страны в ЕС можно забыть», - считает Мережко.

«Не хочется думать, что референдум ставит крест на движении Турции в Европу, но на самом деле это может быть реальностью и только малой частью последствий», - считает эксперт.

«Большая турецкая диаспора в Европе, особенно в Германии, в значительной мере настроена против инициатив Эрдогана. Она будет бороться за европейский вектор, что чревато дальнейшим расколом турецкого общества», – полагает эксперт.

Путь диктатуры и отката от демократии сегодня мы наблюдаем в целом ряде государств. Путин, Эрдоган, Орбан в Венгрии – вот носители этого тренда цивилизованного авторитаризма.

Турция в НАТО или вне Альянса

«Турция — член НАТО, и останется членом Альянса, имеющего определенные условия членства. Тем более что формально демократические требования Анкарой соблюдены. Даже сам по себе референдум — это инструмент прямой демократии. Но на самом деле мы являемся свидетелями перехода к суперпрезидентской республике Турция. Во Франции, к примеру, тоже сильный президентский режим, но у французов менталитет и правовая культура иные», - анализирует эксперт-международник.

Анкара, Киев и Крым

«Турция остается нашим экономическим партнером. РФ и Украина по-своему борются за Турцию. Киеву необходимо внимательно следить за изменением политического климата нашего южного соседа, особенно мониторить вопрос непризнания аннексии Крыма. Ведь если даже формально Анкара не признает аннексию, но тактически встанет на сторону РФ, — туда пойдут товары и инвестиции. Это риск для Украины», - объясняет Мережко.

Скорее всего, Киев «закроет глаза» на внутреннюю политику Эрдогана. Тем более что Украина не имеет морального права учить Турцию демократии, ведь у нас самих не все демократично.

Еще до референдума, по данным большинства опросов, более 50 процентов граждан Турции проголосуют за поправки к конституции. По итогам референдума, поправки утвердили. Эрдоган получил возможность переизбраться еще на два срока и остаться главой Турции до 2029 года.

Сам Эрдоган считает, что конституционная реформа обеспечит стабильность «в неспокойное время».

На призывы не переходить к диктатуре и угрозы непринятия в ЕС Эрдоган ответил, что «Евросоюз — далеко не весь мир, а всего лишь 28 стран», и посоветовал ЕС «не вмешиваться во внутреннюю политику безопасности Турции».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО