Чем больше винницких в Кабмине, тем лучше. Видимо, так считает премьер-министр Владимир Гройсман. Накануне первой годовщины его правления, можно сделать один вывод: в правительстве ему нужны свои люди. В этом Киеве кругом одни враги. А Гройсману нужно показать, что значит руководить страной. Не Винницей единой. А с посторонними действовать по понятиям затруднительно.
Молниеносное назначение на должность главы Государственной фискальной службы винницкого Мирослава Продана только подтверждает теорию «своих». Продан из Могилева-Подольского Винницкой области, а это уже плюс в его биографии. Возглавлял винницкую налоговую, а значит, не раз бывал у Гройсмана в кабинете. А, может, даже на «крестинах» и «родинах».
Министры под Гройсманом стонут. Если не винницкий – не дают поднять головы. Говорят, скоро подвинут министра аграрной политики Тараса Кутового, потому что он киевлянин. То есть до Винницы ему далеко. Отбросим коммерческое прошлое Кутового и его причастность к частной американской аграрной компании. Кутовой бьется головой об кабминовский стол, потому что над ним понаставили смотрящих. В частности, не дают назначить «своего» директора Укрспирта. Воюет с нынешним исполняющим обязанности директора Дрожжиным. И даже провел аудит его деятельности. Кутовой открыто заявлял, что Дрожжин банкротит Укрспирт, но Гройсман не читает Фейсбук Кутового, поэтому громких заявлений не услышал.
Раньше шутили, что в Донецке ловят первых встречных и садят на поезда в Киев, работать во власти, то сейчас всех гонят на Киев со станции Козятин. В МинАПК утверждают, что вместо Кутового Гройсман пытается усадить в кресло министра его первого заместителя – Максима Мартынюка. Агропромышленность – не самая сильная сторона Максима Петровича. Он работал в архитектурно-строительной инспекции, в Госслужбе геодезии и картографии, а начинал вообще в пенсионном фонде Винницкой области. Непонятно, что ж его так носило по чиновничьей лестнице и каким боком занесло на поля МинАПК. Но, как говорится, что посеешь, то пожнешь: он задекларировал 22 земельных участка и суммарно более полумиллиона долларов наличными. Как для человека, всю жизнь прожившего на чиновничьих хлебах – внушительно. А если станет министром, наверняка его декларация станет еще краше.
Омелян львовский, Аваков – харьковский, Петренко – черновицкий, Климкин вообще родился в России, Насалик из Калуша, Черныш из Кировограда. Если Гройсман победит в борьбе за своих, после Кутового уйдет скандальный Омелян. Точнее, его уйдут. Министр транспорта давно в ссоре с руководством Кабмина. На рельсы войны он стал тогда, когда «Укрзализныцю» переподчинили от Мининфраструктуры напрямую Кабмину. И все денежные потоки, тендеры и «черные» вагоны пошли напрямую «Гросе». Именно Гросей ласково называют Гройсмана подчиненные. Омеляна может заменить на должности Максим Бурбак. Хоть он и из Черновцов. Бурбак уже был министром, знает что, как и откуда. И с Гройсманом у него все в шоколаде, и замена Омеляна на Бурбака не нарушит «коалиционных договоренностей».
За Омеляном кандидат на выход - министр энергетики Насалик. По тупости. Он просто вообще ничего не понимает в отрасли. Каждый день в обеденное время его можно найти то на переговорах с террористами, а то в спортивном клубе «Царский». Насалик докладывает и угождает президенту. В обход Гройсмана. Из неугодных Гройсману, называют также министра финансов Александра Данилюка и министра иностранных дел Павла Климкина. Последнего, якобы, может заменить нынешний замглавы Администрации Президента Константин Елисеев - дипломат всех времен и народов. Родом из Донецка, кстати.
Есть и другой сценарий. Это когда президенту окончательно надоест непослушание его «младшего партнера» Гройсмана. Слухи, что премьер-министром может стать Юрий Луценко, время от времени появляются и затихают. Якобы многие народные депутаты с удовольствием поддержали бы его назначение, лишь бы он перестал всех доставать на должности генпрокурора. Вице-премьерами при Луценко могут стать нынешний глава СНБО Александр Турчинов и замглавы Администрации Президента Виталий Ковальчук. Ковальчук был бы полезен Президенту, потому что тот контролирует две фракции, которые потихоньку сливает в одну – «Воля народа» и «Видродження» под брендом «Наш край».
Что до министров, то все из «Народного фронта» при этом варианте остаются на своих местах. Правительство может еще дополниться радикалами Ляшко. Сам он, по словам его однопартийцев, в спикеры не пойдет. Потому что тогда его умножат на ноль. Народные депутаты могут поступить с ним как с Парубием: тупо игнорировать, не посещать заседания и репутационно уничтожить.
В апреле истекает год Гройсману-премьер-министру. 365 дней он показывал нам, как нужно управлять страной. Всех, кто его критиковал, называл «классовыми врагами». За год его правления, мы поняли, что мы ничего не поняли. Получится ли у президента найти голоса под Луценко, Турчинова и Ковальчука и перезапустить Кабмин? Или все-таки землячество в политике победит? Любой из вариантов будет плох – на смену недоевшим придут очередные голодные.
Ольга Василевская-Смаглюк, специально для «Слова и Дела»
***
Редакция «Слово и Дело» может не разделять точку зрения автора. Редакция не отвечает за достоверность и толкование приведенной информации и выполняет исключительно роль ее носителя.