Майдан был восхитителен. И не только потому, что на нем мы своими глазами видели национальное единение, личную самоотверженность и борьбу за свои идеалы. Среди его самых ярких сторон была самоорганизация, невиданная по меркам Украины. Помните поговорку «если выйти на Майдан и развести руки в стороны, в правой сразу появится чай, а в левой – бутерброд»?
Люди, собравшись в одном месте, оказались не толпой, а Сечью. Все как-то были при деле без каких бы то ни было «чутких руководств» со стороны. Возводились палатки и баррикады, работали полевые кухни, раздавалась еда, распространялась пресса, дорога чистилась лучше, чем когда бы то ни было, лед скалывался, флаги поднимались. Люди готовили глинтвейн и коктейли Молотова, художники рисовали, священники благословляли и исповедовали, сотни Самообороны несли дежурство, сисадмины тянули сетку. Каждый, придя на Майдан, через пять минут мог найти себе занятие по силам и навыкам.
Люди сделали рабочую систему. И эта рабочая система своей эффективностью заборола хорошо вооруженное стадо скотов. Отборному холеному бычью в серой форме не помогли ни ружья, ни водометы, ни слезоточивый газ, ни даже бронетехника – врезаясь в баррикады и увязая в них, БТРы вспыхивали, как спички.
Именно поэтому реакцией Украины на события в Авдеевке можно гордиться. Массированный обстрел. Орки лупят так, как не лупили с 2014-го. Есть погибшие. Обесточен коксохим, питающий теплом весь город. Вражьи «полководцы», вмазав боярышника, грозят атакой и посылают пехотные группы.
Полтора-два года назад это вызвало бы в Украине неразбериху, суету, вопли камуфлированных КВНщиков с парламентской трибуны и лихорадочную «ответку». Скорее всего, она была бы успешной, но неэффективной, с несоразмерными затратами и лишними потерями.
Как-то все успело поменяться. Сейчас реакция совсем другая. Нет паники. Нет страха. Есть рабочая решимость – проблема решается не в припадочном режиме под завывания «людоньки!», а спокойно, своевременно, обстоятельно. Как на Майдане.
Военные из CIMIC организовали полевые кухни и сразу же приступили к ремонту пострадавших домов. Сотрудники завода в смычке с руководством области сумели сохранить поступление тепла в дома горожан. На случай обострения подготовили возможность эвакуации. Ремонтники, невзирая на саботаж российской стороны в СЦКК и отсутствие реального режима тишины, сумели установить, где перебито энергоснабжение, и готовятся починить ЛЭП при первой возможности. СБУ вовремя вычислила и поймала российского наводчика. 72-я бригада методично отстреливает все зеленое и вонючее, что ползет через линию разграничения, прорежая «Восток» и «Сомали». На место событий вовремя подвезли ОБСЕшников. Журналисты и волонтеры отправились сами. Приехал премьер. Наконец, в кои-то веки не подвели даже в вопросе коммуникаций: глава ОГА Жебривский и его первый зам Вилинский сами регулярно сообщают через Фейсбук о происходящем в городе и на его окраинах.
От некоторых народных депутатов раздавались призывы немедленно созвать заседание Рады. Мол, нельзя же просто сидеть, когда такое происходит. Не получилось – и хорошо. Вот, правда, не надо. Понятно, что народные избранники рассуждают со своей колокольни, считая, что любые важные события в стране требуют их немедленной реакции. Не в этот раз. Помочь Рада тут ничем не может. Просто не ее сфера ответственности. А вот испортить впечатление от уже работающего механизма – запросто. Никому не будет лучше, если отчеты Жебривского и лица военных из эфира выбьют перекошенные физиономии «профессиональных патриотов», драматически истерящие перед камерами в попытке соблазнить еще чуток избирателей.
Ну, вы помните, как на Майдане время от времени весь настрой сбивали выступления политиков со сцены? Выливая на людей, которые были делом заняты, порции вот тех самых дежурных фраз, которые в те дни казались особенно чужыми и далекими?
Нет, ребята, на этот раз лучше правда не прерывать отдых. Давайте лучше вместе посмотрим, как умеют работать украинцы, когда работают на результат, а не в духе «треба ж щось робити». Или поможем, чем можем. Я вот завтра кровь пойду сдавать. Вы тоже можете.
Сейчас Авдеевка дает пример новой Украине. Хорошую такую ролевую модель, как справляться с кризисами и как вести себя в сложных ситуациях. Нам лучше не упускать этот урок.
Виктор Трегубов, специально для «Слова и Дела»