Министерство коррупции. Так можно, в принципе, сказать о любом украинском ведомстве, но когда сам министр кричит о чудовищной коррупции в своём хозяйстве – это ого-го какой прецедент! Но на очередной громкий скандал в правительстве общество почти не отреагировало. Людям, озабоченным тем как оплатить коммуналку, долларовый кредит и не помереть с голоду, вообще не интересно кто у кого «отжал» богатейшее госпредприятие «Укрзализныця»: Колесников у Омеляна или Гройсман у Яценюка. А тем временем кто-то пытается проглотить один из последних лакомых кусков экономики Украины – на этом предприятии, как считают эксперты, в тени оборачиваются суммы, сопоставимые с его официальным бюджетом (а он составляет почти 80 миллиардов гривен!).
Закупки на десятки миллионов различных запчастей, топлива, услуг и прочего на странных тендерах по цене, которая в 2-3 раза превышает рыночную – это вам не грязное бельё по второму кругу выдавать или дважды один пакетик чая заваривать. А эшелоны с коксующимся углём с оккупированных территорий по цене доставки из Роттердама – это вам не безобидные «зайцы» в купе проводников. Министр инфраструктуры Украины Владимир Омелян, как и год назад министр экономразвития Айварас Абромавичус, громко заявил о глобальной коррупции в своём ведомстве, хоть в отставку и не ушёл. И что же? А только то, что если Арсений Яценюк называл свой Кабинет «правительством камикадзе», то нынешний Кабмин можно смело назвать «правительством Судного дня».
МИУ сошло с рельс
«Укрзализныця» – это, грубо говоря, 30-40% всего, чем управляло Министерство инфраструктуры Украины (МИУ). Остальное – порты, аэропорты и автомобильные дороги – плотно завязано на «железку» и существовать без неё (за исключением разве что авиации) никак не может. Отнять у МИУ УЗ – это как президента страны лишить функций верховного главнокомандующего. Поэтому такое решение КМ от 18 января сего года (кстати, в закрытом от прессы режиме) для наблюдателей стало полной неожиданностью. Как, впрочем, даже и для самого министра. Уже стало порочной традицией, что важные государственные решения принимаются на заседаниях правительства «с голоса» – без подготовки и прозрачной проработки, согласований с профильными ведомствами. А всё просто: как в парламенте нет коалиции (кроме как на бумаге, которую никто не видел), а лишь ситуативное большинство, так и в правительстве нет никакого политического единства – решения принимают «баш на баш», то есть различные группы влияния помогают друг другу принимать выгодные для каждой из них постановления. Всё это имел в виду Гройсман, бросив при назначении премьером знаменитую фразу «я вам покажу как управлять страной»? Спасибо, Владимир Борисович, удивили! Такого мы не видели даже при Азарове, Лазаренко, Тимошенко и прочих ваших предшественниках. Вас этому в МАУПе научили? И Винницей вы так же руководили? Потрясающе!
Можно ли говорить о «политической составляющей» разборок вокруг железных дорог, мол, премьер-«БПП-шник» Гройсман отобрал золотой актив у «Народного фронта», делегировавшего в правительство министра Омеляна? По форме именно так и произошло, но в сути конфликта политики нет ни на йоту – вопрос только в контроле над громадными деньгами (теневыми в том числе) и главной транспортной составляющей всей украинской инфраструктуры. «Родная» фракция перемолчала ситуацию, лидер Максим Бурбак её невнятно и неохотно перемямлил. А вот некоторые депутаты из «НФ» даже наверняка порадовались – например, депутат Сергей Фаермарк (которому, кстати, приписывают назначение Омеляна). Он давно имеет зуб на министра, который мешает ему установить тотальный контроль над Администрацией морских портов Украины. Недавно же произошёл и вовсе непростительный для министра инцидент: он отменил тендер на дорогостоящие дноуглубительные работы в порту «Южный», который выиграла близкая к депутату фирма. А вот в чьих интересах действовал Гройсман? Точно не всей политсилы БПП. Ну во-первых, Омелян чуть ли не официально считается (или считался до последнего времени) человеком экс-главы АП Бориса Ложкина. Но недавно у некоторых «смотрящих» от последнего деятеля прошли обыски (об этом ещё поговорим чуть ниже). А ещё, говорят, подход к министру Омеляну нашёл замглавы президентской фракции, «правая рука» Президента Игорь Кононенко. И говорят даже, что поляка Славомира Новака главой «Укравтодора» назначили именно «от Кононенко». Но не все поляки одинаково милы сердцу и уму Владимира Омеляна.
Вагонные споры – последнее дело?
Власть давно уже не стесняется народа ни в чём. Главный принцип «лидеров нации» – перемолчать, переморгать любой скандал: само рассосётся. И ведь рассасывается. Помните апокалиптичные настроения и даже тень третьего Майдана после публикации шокирующих электронных деклараций наших чиновников? И ничего, люди поохали, поахали и занялись прямым своим делом – выживанием в условиях, которые нам создаёт послемайданная власть (видимо, как раз для того, чтобы думать о Майданах было некогда). Коррупционные скандалы, сотрясающие потиликум, приводят лишь к ещё большей потере остатков доверия западных партнёров. Но у тех свои проблемы: Трамп, мигранты, рост сепаратистских и ультраправых настроений. А раз украинский народ молчит, то значит, его всё устраивает. Через неделю после «отжима» УЗ министр инфраструктуры на заседании правительства пытался убедить присутствующих, что бравурный доклад поляка Войцеха Балчуна о якобы сплошной «перемоге» в его ведомстве и космическом росте доходов – это манипуляции, подтасовки и следствие поднятия тарифов на грузоперевозки на 15%. Ответ главы правительства министру в защиту поляка был столь же грубым, сколь и чистой демагогией: «Я буду поддерживать новые вагоны, новые локомотивы, новые рабочие места, полную загрузку предприятий УЗ, качественные сервисы для пассажиров... Вы бы лучше вокзалами занялись и за эти два года навели бы там порядок. Было бы, наверное, больше пользы». И после всего этого премьер-министр посоветовал подчинённому «не заниматься дрязгами, а вести себя достойно»! Но с кого же Омеляну брать такой пример?
Министр уже давно и громко вопрошает через прессу и на заседаниях правительства: где миллиарды, заработанные УЗ, в том числе и вследствие поднятия тарифов? Почему «Укрзализныця» за последние несколько месяцев с лёгкостью проиграла в судах 2 миллиарда гривен? Это «дрязги»? А то, что глава УЗ бегает к секретарю СНБО и одному из лидеров «Народного фронта» Александру Турчинову и просит унять строптивого министра – это НЕ «дрязги»? Министр возмущается, что фирмы главы транспортного Комитета ВР Ярослава Дубневича и его брата зарабатывают миллиарды на поставках «Укрзализныце», мягко говоря, не слишком нужных запчастей в невероятных объёмах и по невероятной же цене – это просто «дрязги»? А то, что в правлении УЗ засели люди, которые при «злочинной владе» запатентовали некие крепления и железная дорога их исправно, но непонятно, зачем закупает, а министр против – это, господин премьер-министр, «пустые дрязги» и «недостойное поведение»? Или может «дрязги» – это когда Омелян ходит по подконтрольным Банковой телеканалам или заказывает пачки интервью в самых разных изданиях, даже содержащих в названии слово «правда», чтобы докричаться до общества о проблемах в ведомстве? А простые ли «дрязги», когда в МИУ против воли министра назначают госсекретарём Андрея Галущака, который со своим ныне беглым другом Владиславом Каськивым, работая в нескольких госпредприятиях (Национальный проект «LNG-терминал», Национальный проект «Воздушный экспресс») выводил на оффшоры многие миллионы, полученные в качестве инвестиций от государства и даже от китайских партнёров? Да, наверное в винницкой мишпухе это бы считалось дрязгами, но Украина – это больше, чем Винница.
«Наш паровоз, вперёд лети!»
Любой эксперт в сфере транспорта вам скажет, что «Укрзализныця» – это государство в государстве. Ещё от совка у железной дороги остались своя система медицины, обслуживающая промышленность из сотен предприятий и даже целые города на балансе УЗ! А бюджет этого государственного предприятия равен десяти годовым бюджетам такого города-миллионника как Днепр! И вот в апреле прошлого года конкурс на должность главы УЗ выигрывает польский коллега Верки Сердючки – музыкант и шоумен Войцех Балчун. Пиара от него было много, а вот плана реформы его хозяйства министр так и не дождался. Это при том, что в УЗ исправно функционирует целый «бэк-офис» – теневая группа «смотрящих», управленцев и других специалистов на зарплате в конвертах, да не по 3-5 тысяч гривен, а в десятки раз больше. А знаете, что за советники окружают земляка Барбары Брыльской? Сплошь люди из команды «теневого главы правительства», соратника беглого президента и друга олигарха Рината Ахметова Бориса Кослесникова. Того самого, который сам когда-то возглавлял Минтранс и закупал за баснословные деньги неисправные «Хюндаи», в которых люди мёрзли зимой по несколько часов в чистом поле. Того самого, который за полгода до оккупации перенёс свои производства со всем оборудованием из Донецка в Россию. Два с половиной года боевики и гражданские люди в т. н. «ДНР» получают в «гуманитарных пайках» в том числе и кондитерские изделия его марки «Конти», правда, страной-производителем указана Беларусь. А курирует отрасль глава профильного комитета ВР Ярослав Дубневич из фракции БПП (кто не помнит – это у него на двоих с братом-депутатом в декларации указаны 700 миллионов гривен наличными, не считая баснословных богатств на счетах, в недвижимости и других активах). Вот, оказывается, за что стоял Майдан. А вы на что надеялись?
Министр Омелян несколько раз заявлял, что передал в НАБУ документы по фактам коррупции в УЗ. В первую очередь – по поводу заоблачных цен закупок товаров и услуг для нужд предприятия. Люди сведущие говорят, что, помимо тендеров со странным методом определением победителей (которые предлагали очень высокие цены), в УЗ научились и хитрым схемам сокрытия многократных переплат. А конкретно: заключается основной договор с формально божескими ценами, который не стыдно показать прессе и проверяющим, но к нему заключается пачка дополнительных соглашений и сервисных договоров, которые взвинчивают цены до небес! При этом, в отличие от Балчуна, МИУ предоставляет очень грустную статистику о деятельности «Укрзализныци» в прошлом году. Министр вообще назвал работу руководства ПАО полным провалом структурных реформ на предприятии.
Картина ситуации от министерства настолько отличается от победных реляций поляка, что непонятно кто нещадно лжёт: то ли руководство УЗ, то ли руководство МИУ. Речь буквально обо всех пунктах отчёта – от уровня прибыли/убытков до количества якобы закупленных вагонов/полувагонов и прочего. Транзит упал на 30% из-за того, что цена его в разы превышает тарифы на внутренние перевозки (это мы хотим с пользой эксплуатировать выгодное транзитное положение Украины или разогнать оставшихся транзитёров?). Вагоны хоть и стоят, бывает, по 30 дней в какой-то дыре, но у железнодорожников их не допросишься – нет, говорят, в наличии. А потом, рассказывает министр, приходят к промышленникам люди из УЗ и говорят, что у них-де вагонов нет, а вот у неких частников в 2,5 раза дороже можно найти. На прямые требования откатов за предоставление вагонов публично жаловалось даже руководство металлургического гиганта «АрселорМиттал Кривой Рог». Однако при этом премьер-министр полностью на стороне польского железнодорожного музыканта Балчуна. Одно из изданий пишет о природе конфликта главы правительства и министра инфраструктуры: Владимир Гройсман якобы хотел расставить своих людей во всех ключевых госпредприятиях («Укрзализныця», «Укравтодор», «Укрпочта»), но его тёзка Омелян был против, потому как премьер предлагал на эти позиции не «выпускников Оксфорда», а членов своей бывшей команды (в бытность мэром Винницы) – людей едва ли не «с водоканалов». А в одном из интервью Омелян высказался ещё жёстче: пихают, мол, «всякий мусор» на ключевые должности и это большая проблема. Неких высших должностных лиц Омелян даже обвинил в том, что они помешали обыскам на госпредприятии «Укрпочта».
А вагон «Кабмин» бежит, качается
Кто пролоббировал Омеляна? Бывший ли глава АП Ложкин или некогда всесильный министр внутренних дел и один из лидеров «Народного фронта» Арсен Аваков – это уже не столь важно. Произошла ли у него «заруба» лично со Степаном Кубивым (первый вице-премьер-министр, министр экономразвития) или тот атаковал Омеляна по просьбе Гройсмана – тоже. Кому станет легче от того, что Омелян потерял поддержку почти всей делегировавшей его фракции НФ, а вместо этого подружился с одиозным Игорем Кононенко (замглавы фракции БПП, армейский друг Президента)? Результат работы МИУ за прошлый год удручает, при этом министр Омелян активно его тиражирует, надеясь использовать в качестве компромата против Балчуна: изношенность подвижного состава ЖД – 90%, вагоны почти не ремонтируются и почти не закупаются; летом в пассажирских поездах не работают кондиционеры, а зимой – отопление. Но при этом лично Омелян обещает отремонтировать в текущем году 200 пассажирских вагонов. Его переплюнул Гройсман, пообещав в 2017 году ремонт 14 тысяч вагонов! Интересно, раз он теперь подмял под себя УЗ, то кто будет виноватым в том, что он не выполнит обещание?
Кстати, Омелян недавно говорил, что списанию на металлолом подлежат 14,5 тысяч вагонов, а это 300 тысяч тонн металлолома. Под это дело зарегистрировали электронную площадку «корнями из Польши» (по словам министра), которая и победила в тендере. Куда пойдут деньги за лом? Министр также констатирует: в распределении «порожняка» (грузовых вагонов для промышленности) управляемый некими силами хаос; существует острый дефицит вагонов с одновременным падением перевозок; провал тендера на закупку 3 тысяч грузовых вагонов на средства ЕБРР (90 млн долл. США). Компания по пассажирским перевозкам создана лишь на бумаге, а по грузовым – не создана вообще. С коррупцией в ведомстве якобы борются уволенные из СБУ генералы то на жёлтых Maseratti, то на белых Bentley. В общем, Омелян требует заседания целого СНБО по вопросам коррупции в министерстве.
«Лучшими друзьями» Балчуна Омелян называет премьера Гройсмана, вице-премьер-министра Владимира Кистиона и упомянутого выше главу транспортного комитета Рады Дубневича. Всё это выглядит не иначе как грызня у корыта. Чем закончится схватка? Его отставка не разозлила бы НФ, и даже вероятно, что соратники Яценюка подобрали бы кандидатуру получше Омеляна, но вот голосов за назначение нового министра можно и не набрать – за каждый голос ведь приходится рассчитываться. Да и пока у главы ведомства есть поддержка всесильного Кононенко, ему тоже не стоит сильно переживать. Правда, после того, как заговорили об отравлении Кононенко, появились слухи и о возможной отставке в ближайшее время Омеляна – якобы на его место уже нацелился однокурсник Порошенко Павел Рябикин, человек с очень неоднозначной (мягко говоря) репутацией.
Тем временем количество «облизывательных» интервью Владимира Омеляна ничуть не меньше, чем PR-выхлопов у его недруга Балчуна, так что многим моим коллегам их конфликт только на руку. Откуда у Омеляна деньги на «заказухи»? В МИУ шепчутся о том, что министр лично получает сотни тысяч гривен за счёт различных иностранных грантов. Кстати, западные партнёры очень напряглись в связи с войнами кланов в министерстве. Министр как мантру повторял постоянно, что мы должны привлечь в страну инвестиции от таких гигантов инфраструктурного бизнеса как General Electric, Bombardier, Hutchison Ports, DP World. Скандальная отставка Омеляна наверняка спугнёт солидных потенциальных инвесторов. Заговорили даже о том, что если и он по примеру Абромавичуса громко хлопнет дверью из-за невозможности сломать в ведомстве коррупционные схемы, патронируемые лично главой правительства, то это может стать поводом даже для требований отставки всего правительства Гройсмана, ставшего уж слишком самостоятельным. А пока проигрывает, как всегда, налогоплательщик, гражданин, обычный пассажир, покупатель товаров, в цену которых заложены дикие тарифы на перевозки (в которые заложены троекратные переплаты УЗ поставщикам, две трети от которых возвращаются откатами в нужные карманы). То есть мы с вами. Впрочем, как всегда.
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»