Конфликт, разгоревшийся вокруг ПАО «Укрзализныця», набирает обороты. Министр инфраструктуры Владимир Омелян продолжает сопротивляться решению Кабмина о переподчинении предприятия правительству, а приглашенный им польский директор железнодорожного монополиста Войцех Бальчун нашел временного покровителя в лице премьер-министра Владимира Гройсмана.
Главная претензия главы Мининфраструктуры к главе УЗ – неспособность последнего побороть коррупцию в ПАО. Пока преимущество в этой битве на стороне премьера: в конфликте одного министра с целым правительством шансы Омеляна вернуть контроль над «Укрзализныцей» выглядят призрачными. Более того, учитывая то, как разворачиваются события, не исключено, что скоро встанет вопрос о том, сохранит ли сам Омелян свое кресло...
Имеет ли этот конфликт идеологическую подоплеку? Вопрос риторический. Чтобы понять это, посмотрим, так ли уж сильно отличаются взгляды Омеляна и Гройсмана на развитие «Укрзализныци», через призму их обещаний.
Обещаний министра инфраструктуры, касающихся непосредственно «Укрзализныци», «Слово и Дело» зафиксировало всего 5, и касаются они в основном вопросов безопасности и комфорта пассажиров, а также ремонта вагонов. В частности, в октябре 2016 года Омелян пообещал новые санитарные нормы для пассажирских вагонов. «Мы откажемся от подушек на перьях и одеял в пыли. Будет введен европейский сервис, который будет полностью соответствовать гигиене и удобству», – отметил тогда министр.
Также до конца 2016 года чиновник пообещал отремонтировать 100 пассажирских вагонов, а в 2017-м – провести капитальный ремонт уже 200. Статус первого обещания «Слово и Дело» пока уточняет, направив транспортникам соответствующий информационный запрос.
Тогда же, в октябре прошлого года, Омелян пообещал ввести на украинских вокзалах практику дублирования объявлений а также перевода на английский язык информации в билетах для удобства иностранных пассажиров. Ну а в конце года министр анонсировал запуск скоростного поезда «Интерсити» в Мариуполь.
Между тем глава правительства Владимир Гройсман дал 5 обещаний относительно «Укрзализныци», одно из которых выполнил (о презентации программы развития предприятия). В конце прошлого года он заявил, что в 2017-м для ПАО будут отремонтированы 14 тыс. вагонов (сравните со сказанным выше: Омелян пообещал лишь 200), несколько тысяч из которых – усилиями отечественного производителя, на Дарницком вагоноремонтном заводе. Еще 8 тыс. вагонов, по словам Гройсмана, «Укрзализныця» в этом году должна получить новыми.
Комментируя конфликт с Омеляном, премьер на днях пообещал, что сделает все от него зависящее, чтобы «Укрзализныця» была успешной. Среди глобальных задач, как отметил Гройсман, – удовлетворение потребностей клиентов и персонала, прозрачность и отсутствие коррупции и финансовая стабильность.
Кстати, переживают о судьбе железнодорожного гиганта, по крайней мере на словах, и некоторые народные депутаты. Например, оппозиционер Александр Вилкул еще прошлой осенью пообещал инициировать ВСК для проверки предприятия (но так этого и не сделал), а «радикал» Игорь Мосийчук пообещал обратиться в НАБУ, СБУ и ГПУ с требованием наказать виновных в коррупции на «Укрзализныце» (и формально сдержал свое слово).
Узнать, как выполняют свои обещания Гройсман, Омелян и другие министры, можно, просмотрев рейтинг ответственности членов правительства.
Алина Костюченко, по материалам «Слова и Дела»