Сегодня начинается последняя пленарная неделя работы парламента. Перед вами традиционный новогодний пакет подарков для каждого украинца от Верховной Рады.
Бюджет и финансовый сектор
Важнейшим событием этой сессионной недели должен стать Бюджет Украины на 2017 год, но в законопроекте о Госбюджете №5000 до сих пор нет сравнительной таблицы. Поэтому, предполагаем, что вряд ли он будет существенно отличаться от первого чтения. Подробнее читайте статью от 18 октября.
В то же время Верховная Рада планирует рассмотреть ряд законопроектов по изменению бюджетного и налогового законодательства, которые могут существенно повлиять на жизнь страны в 2017 году.
В продолжение судебной реформы Президент Украины Петр Порошенко планирует усилить институциональную способность Высшего Совета правосудия и Верховного Суда Украины в части финансирования.
Проектом Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно уточнения распорядителей бюджетных средств №5181 предлагается уточнить субъектный состав главных распорядителей бюджетных средств по бюджетным назначениям, определенным законом о Государственном бюджете Украины, путем его дополнения Верховным Судом и Высшим советом правосудия.
Отдельно закрепляется гарантия о невозможности уменьшения бюджетных назначений на содержание судов и других органов и учреждений системы правосудия без согласования с Высшим советом правосудия (ВСП). Также предлагается обязать Кабинет министров согласовывать расходы, связанные с обеспечением функционирования судов и деятельности судей, органов и учреждений системы правосудия с Высшим советом правосудия.
Законопроект о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (относительно усовершенствования составления и исполнения бюджетов) №5131, который приняли в первом чтении с сокращенным сроком подготовки ко второму, является очередным этапом так называемой «децентрализации от Гройсмана».
Правительство постоянно подчеркивает, что передает на места доходы от налогов и сборов, которые дают возможность последним самостоятельно финансировать свои потребности, и соответственно государство передает на места расходы, связанные с социальной сферой.
Соответственно, этим законопроектом предлагается передать на места расходы на: льготы по услугам связи, другие предусмотренные законодательством льготы, предоставляемые ветеранам войны; лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты»; лицам, имеющим особые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной; лицам, имеющим особые трудовые заслуги перед Родиной; вдовам (вдовцам) и родителям умерших (погибших) лиц, которые имеют особые трудовые заслуги перед Родиной; ветеранам труда и прочее.
Во времена «преступной власти» представители тогдашней оппозиции, а сегодня коалиции назвали бы такие действия социальным геноцидом, но теперь это «очередной этап децентрализации». Чтобы частично выровнять социальное напряжение, которое может возникнуть от предыдущего законопроекта, Правительство предлагает принять проект Закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» №5132.
Им предлагается поднять ставки акциза, экологического налога, рентной платы:
- За пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых
- За пользование частотным ресурсом
- За специальное использование воды
- За специальное использование лесных ресурсов
- По транспорту
«ПриватБанк»
Для правового регулирования ситуации с национализацией «ПриватБанка» Президент зарегистрировал и скорее всего будет настаивать на его голосование сразу в целом - проект закона о внесении изменения в Закон Украины «О банках и банковской деятельности» относительно обеспечения государством вкладов физических лиц №5553.
Согласно законопроекту государство берет на себя обязательства по обеспечению выплаты вкладов физических лиц национализированного банка.
Принятие этого законопроекта может действительно снять напряжение в обществе, но не понятно откуда у государства появятся на это средства, а соответственно есть риск включения печатного станка и усиление инфляции в среднесрочной перспективе.
Национализация
Не комментируя и не оценивая никак вопрос, почему же в этом году приватизация провалилась, а государство вопреки всем рекомендациям западных партнеров еще и увеличила свою долю на рынке национализировав «ПриватБанк», правительство разработало и предлагает принять проект закона о демонополизации и внедрение рыночных принципов функционирования спиртовой отрасли №5445. Законопроект предлагает приватизировать целостные имущественные комплексы производителей спирта.
Также предлагается к 1 января 2023 разрешить производство спиртов (кроме биоэтанола) только государственным или приватизированным согласно вышеупомянутого законопроекта заводам, что делает сомнительным тезис о том, что целью законопроекта является увеличение производства спирта и его экспорта.
Исходя из сложившейся практики продажи государственных ЦИК и заводов аффилированными с ними коммерческими структурами, то скорее всего создается ситуация, когда путем олигопольного заговора вся инфраструктура по выработке спирта будет раскуплена несколькими украинскими инвесторами, которые фактически и так управляют этими заводами. С другой стороны вопрос приватизации «Укрспирта» является таким же токсичным как и приватизация Одесского припортового завода. Соответственно взаимные «разборки» между участниками рынка спирта могут исключить его из приватизации не на один месяц.
Налоги
В Украине появилась новая традиция, каждый Новый Год украинцы под елку получают новую налоговую реформу. Этот год не стал исключением, правительственный законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)» №5638 предусматривает ряд значительных изменений в фискальной политике государства.
Планируется введение электронного кабинета налогоплательщика который позволит полноценно получить доступ ко всей налоговой информации, провести сверку расчетов с бюджетом, заполнить и подать налоговую отчетность, управлять регистрацией налоговых и акцизных накладных и т.д.
Кроме этого проектом запланировано:
Ведение открытого реестра заявлений о рассрочке и отсрочке денежных обязательств или налогового долга на сайте ГФС;
Внедрение ведения единой базы индивидуальных налоговых консультаций на сайте ГФС;
Установление приоритетности обобщающих налоговых разъяснений над индивидуальными, отмена ограничений (консультации касающихся значительного количества плательщиков или значительной суммы налоговых обязательств) права Минфина на выдачу обобщающих налоговых консультаций;
Установление 30-дневного срока в течение которого может быть проведена камеральная проверка (на сегодня такой срок установлен только по налогу на добавленную стоимость);
Увеличение контролирующим органам срока передачи сообщения о месте и времени проведения рассмотрения возражения к акту проверки от 2 до 4 рабочих дней до дня их рассмотрения;
Также закон предусматривает изменение в лучшую для бизнеса сторону правил уплаты налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, и т.д.
Минутка лоббизма
В среду состоится голосование постановлений о присуждении премий за выдающиеся достижения в различных сферах государственной деятельности. И это правильно, ведь лучших следует поощрять.
Вот только лучшими народные избранники почему-то считают только своих помощников.
В соответствии с Постановлением о присуждении в 2016 году Премии Верховной Рады Украины за вклад молодежи в развитие парламентаризма, местного самоуправления №5492 за «весомый вклад» депутаты кроме других предлагают наградить помощника-консультанта народного депутата Николая Величковича - Кишку Ивана и помощника-консультанта народного депутата Дениса Силантьева - Самелюка Любомира.
И здесь одно из двух, или наконец наши народные избранники стали выбирать себе в помощники действительно лучших, или в стране кадровый дефицит и уже просто некому давать.
Также будут проголосованы законопроекты по поддержке самолетостроительной отрасли о которых мы уже писали в прошлом обзоре.
Правосудие
Общеизвестно, что судебная власть - самостоятельная и полноценная составляющая одной из трех ветвей государственной власти Украины.
Комедийными фильмами еще со времен Советского Союза прививается уважение к «гуманному суду». Однако, если абстрагироваться от романтизма и некоторого комизма этих выводов, то в реалиях сегодняшнего дня, с учетом внимания общественности к представителям судебной вертикали государственной власти, отношение к этому самому суду оставляет желать лучшего.
Результаты социологических исследований, проведенных ОО «Открытая Украина», свидетельствуют о том, что 2 из 3 опрошенных украинцев не доверяют суду, судебной власти и правосудию.
Внесенный Петром Порошенко в парламент как неотложный законопроект №5180 «О Высшем совете правосудия» устанавливает организационные предпосылки деятельности Высшего совета правосудия как нового органа в системе правосудия. Создание Высшего совета правосудия (далее - ВСП) - собственно предусмотрено изменениями в Конституцию Украины в части правосудия.
В соответствии с указанным законопроектом ВСП определяется как коллегиальный, независимый конституционный орган судейского самоуправления, который будет действовать на постоянной основе. Высший совет правосудия будет главным органом в вопросах судебной деятельности.
Среди прочего ВСП предложено наделить полномочиями вносить Президенту представления о назначении судей, принимать решения о возбуждении судьей или прокурором требований относительно несовместимости, привлекать их к дисциплинарной ответственности, временно отстранять от должности и увольнять судей. Высший совет правосудия также будет решать вопрос перевода судей, их командировок, согласовывать количество судов в суде.
Законопроектом определено, что ВСП будет состоять из 21 члена, из которых 10 - выбирает съезд судей Украины из числа судей или судей в отставке, по две кандидатуры будут внесены от - Президента Украины; - Верховной Рады Украины; - Съезда адвокатов Украины; - Всеукраинской конференция прокуроров; - Съезда представителей профильных вузов и научных учреждений.
Глава Верховного Суда входит в состав ВСП по должности. Члены ВСП избираются на четыре года, без возможности переизбрания.
Напомним, 3 ноября 2016 г. данный законопроект был принят в первом чтении. За соответствующее решение проголосовало 232 нардепа.
Также народные избранники предлагают в проекте Закона о внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Украины (относительно рассмотрения дел с участием присяжных) №5271 ввести в гражданское судопроизводство институт присяжных заседателей. Вы скажете, что они пересмотрели американских фильмов, - но нет, они просто читали изменения в Конституцию Украины в части правосудия, которые же и принимали.
Законопроект достойный и, несмотря на некоторые технико-юридические недостатки, заслуживает принятия.
Бизнес
В очередной раз пощекочут нервы ИТ-сообществу парламентские слушания по рассмотрению законопроекта №4302 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обработки информации в системах облачных вычислений».
Разработчики документа предлагают внести изменения в Законы Украины «О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах» и «О защите персональных данных» с целью урегулирования отношений по обработке определенных видов информации в системах облачных вычислений.
Основная цель законопроекта заключается в создании условий для более эффективного использования государственных ресурсов путем внедрения новейших технологий, в частности при обработке информации, которой владеют органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также другие субъекты, осуществляющие властные управленческие функции.
Законопроект также будет способствовать более эффективному взаимодействию государства и общества и создаст дополнительные предпосылки для дальнейшего развития платформ информационно-коммуникационных технологий в различных сферах общественной жизни. Использование органами государственной власти систем облачных вычислений также будет способствовать открытости и прозрачности деятельности органов государственной власти.
Вместе с тем, ряд экспертов в числе принципиальных недостатков законопроекта называют заложенную в нем идею информационного обеспечения государственного управления с помощью программных средств, владельцами которых могут выступать коммерческие субъекты хозяйствования, в том числе иностранного происхождения.
Также, в тексте законопроекта авторы оперируют терминами, не имеющими юридического определения в законодательстве, например «кибератака», «среднее время бесперебойной работы» и т.д.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»