Трагедия в Княжичах – это приговор так называемой реформе МВД. Мы знаем о некоторых заместителях министра намного больше, чем нам бы того хотелось, а вот региональные руководители полиции понятия не имели об операциях силовиков на «своих территориях». Потому и никакой координации между разными подразделениями не было и жертвы бессмысленного «дружественного огня» – к сожалению, закономерность, а не трагическая случайность. Президент оперативно выражает соболезнования семьям погибших, собирает силовиков на совещание, а министр молчит! Более того, его многочисленные советники даже не знают – прервёт ли Арсен Аваков свою командировку в Канаду и вернётся ли в Киев в связи с невообразимым ЧП…
За что погибли люди?
В сети уже на утро после трагедии появилась масса версий, в частности, о том, что вместо выслеживания грабителей полиция их чуть ли не прикрывала. А то и сама промышляла грабежами домов зажиточных граждан. Политические оппоненты Авакова заявляют (и мы отдаём себе отчёт в том, насколько «объективными» могут быть такие заявления), что бойцы ГСО задержали как раз полицейских-воров, которых приехали «отбивать» бойцы спецназа КОРД. Их командир – один из 5 погибших. То есть обе стороны конфликта могли знать о том, что воюют с полицейскими из другого подразделения?! Ответ на этот вопрос мы получим довольно быстро – вряд ли прокуратура станет кого-то покрывать в этой ситуации. А нам с вами уже оперативно предъявили некую свежезадержанную группу – якобы тех самых воров, которых и выслеживали в Княжичах оперативники. Журналист Олег Ельцов сообщил на своей странице в Facebook, что «среди троих задержанных грабителей, которые готовили ограбление дома в Княжичах, оказался бывший сотрудник УБОП, известный тем, что длительное время охранял члена банды «Оборотней» Нестерова».
Ну а если это действительно нелепая случайность? Тогда самое непонятное вот что: когда прибывшие на место из-за сработавшей сигнализации бойцы полиции охраны (бывшая Госслужба охраны) задержали двоих «разведчиков», то неужели задержанные не в состоянии были объяснить сотрудникам ГСО кто они такие? В полиции отказались от существовавшей ранее системы распознавания «свой-чужой»? Ну, допустим, оперативники были в штатском, но бойцы спецназа КОРД первыми открыли стрельбу – об этом уже заявили в прокуратуре, а ведь бойцы ГСО, в которых они стреляли, были одеты по форме! Как можно было достреляться до 5 трупов и не понимать, что с обеих сторон «линии фронта» полицейские?! Почему не помогли бронежилеты? Кто руководил операцией? Были ли предупредительные выстрелы в воздух? Почему оперативники не просто не представились приехавшей полиции охраны, а начали стрелять по людям в форме? На распространённых фото видно, что полицейская машина превратилась в решето от пуль – неужели те, что стрелял в неё, не видел, что это машина ПОЛИЦИИ?! Была ли включена «мигалка» на машине ГСО? Подвергалась ли опасности жизнь гражданских лиц, ведь перестрелка происходила в жилом районе? В общем, вопросов, даже технических, очень много. Но самый главный вопрос даже не в том, кто ответит за это (могут свалить всё на уволившихся «грузинских реформаторов» и назначить пару «стрелочников», а ещё проще списать на ошибки самих погибших), а в том, застрахованы ли мы от повторения подобного? Похоже, что нет. Старая система разрушена до основания, новой системы – нет, есть лишь отдельные сегменты, не умеющие элементарно координироваться и даже не знающие, что это в принципе нужно делать.
Дореформировались
Если «новая полиция» была главной витриной украинских реформ и считалась самой успешной из всех, то создание спецподразделения КОРД называли едва ли не главным достижением реформы МВД. Этот единый спецназ создали вместо нескольких силовых подразделений, которые существовали при разных структурах («Сокол», «Беркут», «Грифон» и прочий «зоопарк»). Всячески помогали в создании КОРДа американцы и вот чуть более года назад министра Аваков, секретарь СНБО Александр Турчинов и тогдашний посол США Джеффри Пайет посетили церемонию завершения курса подготовки инструкторов КОРД. Арсен Аваков тогда сказал: «спецназ украинской милиции строится по современным передовым лекалам лучших силовых подразделений мира. По принципам действия он похож на американский SWAT, но со своими особенностями, новым уровнем профессионального стандарта и современным тактическим и техническим оснащением». По последним данным, стрелять по машине полиции охраны (!) начали именно бойцы КОРД. Журналисты уже нашли странное обстоятельство: ФИО главы департамента КОРД (кстати, всего лишь лейтенанта полиции) полностью совпадают с ФИО сотрудника «Беркута», который может быть причастен к жестокому разгону демонстрантов Евромайдана 30 ноября 2013 года и избиении людей под Администрацией президента на следующий день, 1 декабря. Мы услышим объяснения по этому поводу? Возможно это просто совпадение? А заместителем руководителя КОРД является майор полиции, инженер по образованию и долгое время работавший в одном из НИИ при МВД. Впрочем, после назначения заместителем министра внутренних дел Анастасии Деевой кадровые решения в этом ведомстве уже не должны никого удивлять.
Какую теперь карту будет разыгрывать Аваков? После убийства двоих полицейских в Днепре он оперативно выдал концепцию презумпции правоты полицейского: «сначала подчиняйся, потом обжалуй». Но погибшие от пуль сослуживцев в Княжичах уже ничего обжаловать не смогут. И заметьте – с обеих сторон люди были вооружены. Так как же мы можем быть спокойными за свою безопасность с такими полицейскими, да при том, что мы безоружны? Какое моральное право у министра требовать теперь от граждан слепого подчинения полицейским, которые убивают друг друга? Бывший генерал милиции с 37-летним стажем работы в органах, а на сегодня губернатор Закарпатья Геннадий Москаль написал у себя в Facebook: «У меня вопрос: учил ли кто-то полицейских проводить спецоперации по задержанию вооруженных преступников? Был ли написан план спецоперации? Создали ли штаб, который отслеживал ход проведения операции? Знал ли штаб, что в Княжичи выехала полиция охраны? И предупредил ли об этом своих оперативников, чтобы не допустить трагической перестрелки? Ответ на эти вопросы должна дать Генпрокуратура в ходе расследования трагедии, но я на 99,9 процентов уверен – не было ни плана спецоперации, ни самого штаба!». Отставной генерал делает вывод, который на устах практически у всех, кто решил прокомментировать трагедию: «Реформаторы», которые развалили профессиональное ядро милиции (какая бы она не была, но таких случаев за всю её историю не было!) ушли с должностей, а некоторые даже сбежали из Украины. А мы сейчас имеем последствия их работы!».
Какими будут оргвыводы?
Возможна ли отставка министра внутренних дел? В любой цивилизованной стране это бы произошло ещё вчера. Но Арсен Борисович, как говорят, вхож в «великолепную семёрку» – узкий круг людей во главе с Президентом, который вырабатывает важнейшие решения. Рейтингу «Народного франта» уже ничего не страшно – после отставки Арсения Яценюка он и до одного процента не дотягивает, зато под угрозой в случае отставки Авакова может оказаться хлипкая видимость коалиции в парламенте, которая пока легитимизирует нынешний созыв ВР. С политической точки зрения было бы правильно весь гнев общества направить туда, куда указывает Москаль – в адрес грузинской команды реформаторов, тем более что их лидер Михэил Саакашвили в крайне сложных отношениях с Аваковым, а с недавних пор – и лично с Президентом. Но тогда может сорваться и назначение главой Нацполиции Мустафы Найема, который имел непосредственное отношение к реформам полиции.
Впрочем, кого из нас может волновать судьба политиков, даже таких талантливых как Найем, когда не в схватке с опасными бандитами и не на фронте в одно мгновение погибают пятеро полицейских (появилась также неофициальная информация о смерти в больнице и шестого полицейского)? Скорее всего, в их делах будет указано, что они погибли «при исполнении», при этом родным погибших утром понедельника даже не позволили нормально проститься с ними. Уголовное производство открыто по статье «убийство», но ведь и среди погибших могут оказаться убийцы?.. Генпрокурор Луценко уже пообещал, что возьмёт дело под свой контроль, но мы ещё совсем недавно исследовали эффективность «личного контроля» резонансных дел.
Максим Кречетов, специально для «Слова и Дела»