«Имитация бурной нормотворческой деятельности при отсутствии намека на совесть и самодисциплину» – наверное, именно такой диагноз можно смело поставить агонизирующему и фактически бездействующему украинскому парламенту.
Жилищно-коммунальное хозяйство
Анонсированные попытки запустить реформу жилищно-коммунального хозяйства на прошлой неделе осталось не более, чем громкими обещаниями. Первоочередная концентрация внимания на проекте Госбюджета на следующий год и дальнейшее банальное отсутствие в зале народных избранников привели к тому, что законопроекты по данному блоку так и не ставились на рассмотрение. Что ж, возможно на этой неделе им повезет больше. В данном случае речь идет о таких проектах законов.
№1581-д «О жилищно-коммунальных услугах». Документ в большей степени, чем действующий, раскрывает понятие, содержание, приводит характеристики жилищно-коммунальных услуг, нормирует отношения, возникающие в процессе их оказания и потребления, разграничивает права, обязанности и ответственность участников хозяйственных отношений, а также определяет их коммерческий учет. Среди основных нововведений проекта: автономное теплоснабжение (касается домов, оснащенных собственными системами отопления), коммерческий учет (касается случаев, когда применяются коллективные узлы учета общих потребленных услуг с последующим определением конкретного размера полученной услуги соответствующим потребителем, исходя из показателей индивидуальных счетчиков или норм потребления) , принципиальное изменение механизма ценообразования.
№4941 «Об энергетической эффективности зданий». Авторы законодательной инициативы предлагают экономнее относиться к потреблению энергоносителей и коммунальных услуг, а для этого – провести определенную стандартизацию. Языком законопроекта, для объектов строительства и существующих зданий предполагается сертификация энергоэффективности с целью определения фактических ее показателей, проведения оценки соответствия указанных показателей установленным минимальным требованиям, разработка рекомендаций по повышению ее уровня. На практике это будет означать дополнительные расходы владельцев зданий и помещений на финансирование данных мероприятий. Вместе с тем, документ предусматривает и механизмы привлечения средств на внедрение энергоэффективных решений. В частности, для этого образуется Фонд энергоэффективности.
№4581 «О внесении изменений в статью 19 Закона Украины «О теплоснабжении» относительно заключения долгосрочных договоров на поставку тепловой энергии». Согласно проекту, действующий закон «О теплоснабжении» должен быть дополнен нормой, которая будет устанавливать минимальный пятилетний срок действия договора поставки тепла, что будет заключаться между субъектом хозяйствования и бюджетным учреждением. Однако – при условии, что такое тепло будет выработано с использованием альтернативных источников энергии и/или альтернативных видов топлива.
Подробнее о данных проектах законов читайте в нашем материале от 18 октября.
Впервые в сессионный зал вносится правительственный законопроект №4582 «О питьевой воде и питьевом водоснабжении» (относительно усовершенствования некоторых положений)». Документ, разработанный Мирегионстроем, имеет скорее технический характер и направлен на совершенствование терминологического аппарата действующей редакции закона, конкретизацию субъектов в области снабжения питьевой водой. Также документ дополняет действующую редакцию закона новой статьей, 13-1, которая делегирует органам местного самоуправления право утверждать собственные местные правила приема сточных вод.
Бизнес-либерализция
Все документы, которые представлены в этом разделе, в зал вносятся далеко не в первый раз. Остановим наше внимание на таких.
№2418а «О внесении изменений в Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» относительно либерализации системы государственного надзора». Документ направлен на уменьшение количества контролирующих органов, сужение их полномочий и ограничения вмешательства в деятельность предпринимателей. Конкретизируются основания для осуществления проверок и устанавливаются периодичность и четкие сроки их проведения. Вводится презумпция правомерности деятельности предприятия в случаях, когда неоднозначно определены его права и обязанности, либо полномочия органа проверки.
№2531 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно совершенствования законодательства в сфере государственного надзора (контроля)». В ходе технических правок из подготовленного ко второму чтению законопроекта исчезла большая часть его первичных положений. Полностью исключены нормы по созданию интегрированной базы данных проверок. Обнародованный «порезанный» текст законопроекта содержит положения о поправках КоАП Украины, касающихся введения персональной финансовой ответственности контролирующих лиц за невнесение сведений в указанную базы проверок, и в КАС Украины по исключению положений относительно производств по делам о подтверждении правомерности принятия мер относительно государственных проверок. Больше об истории данного документа – в материале от 18 октября.
№3153 «Об особенностях осуществления мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности». Законопроект был подан в Раду еще в сентябре прошлого года. Во втором чтении документом предлагается ввести мораторий на проведение государственных проверок до конца этого года. Одновременно вводится механизм защиты бизнеса от необоснованных проверок контролирующими органами. Как видим, по причине «молниеносной» работы Рады фактически данный документ уже потерял актуальность.
Преодоление вето Президента
На этой пленарной неделе для преодоления вето Президента выносятся Законы Украины №1076 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий» (подробнее – в анализе от 4 октября), №2676 «О внесении изменений в Закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам» (больше о нем читайте в аналитике от 5 июля).
Также депутаты попытаются преодолеть вето Президента, которое тот наложил на закон «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения», авторы которого предлагали установить мораторий на взыскание с субъектов хозяйствования «неустойки» ( штрафа, пени), других штрафных или финансовых санкций, а также инфляционных начислений и процентов годовых за неисполнение или ненадлежащее исполнение такими субъектами хозяйствования обязательств по оплате за использованный природный газ и услуги по его транспортировке, или электрическую энергию. Авторы закона апеллируют к тому, что большинство долгов таких организаций возникают не из-за их недобросовестности, а за несвоевременности расчета на душу населения за коммунальные услуги. В то же время под действие закона подпадали не только теплогенерирующие организации, а вообще все хозяйствующие субъекты, что в целом могло нанести ущерб «Нафтагазу» и большинству облэнерго страны, чем спровоцировало бы коллапс в энергетической сфере с одной стороны, а с другой – Гарант должен был бы объяснить олигархам-владельцам облэнерго логику своего поступка. Голосов для преодоления вето Президента в сессионном зале нет.
Минутка лоббизма
В очередной раз народные избранники попытаются проголосовать во втором чтении законопроект №2971-д «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Вряд ли в сессионном зале найдутся необходимые 226 голосов, ведь все понимают, в чьих интересах он принимается, однако «быть в теме, но не в доле» не входит в интересы народных депутатов Украины. Больше об этом – в нашем материале от 19 апреля.
Финансовый сектор
Наконец на третий год работы восьмого созыва Верховной Рады ее руководство решило рассмотреть блок важных финансовых вопросов. Среди интересных законопроектов следует отметить законопроект №2455 «О потребительском кредитовании». Интересен он тем, что, во-первых, основная его часть разработана на основе предложений программы USAID/FINREP-II еще в «темные» дореволюционные времена, а во-вторых, он, несмотря на довольно сильную казуальность, защищает в первую очередь потребителей кредита. Среди основных его положений следует выделить следующие.
Устанавливается обязанность банка или другого финансового учреждения проводить оценку кредитоспособности заемщика.
Устанавливается требование к рекламе потребительского кредита по обязательному указанию всех процентов по кредиту и платежей за другие услуги кредитодателя, связанные с кредитом.
Регулируется деятельность кредитных посредников.
Предлагается изменение очередности погашения требований по договору о потребительском кредите: в первую очередь будет выплачиваться сумма просроченного долга, затем – текущие платежи тела кредита и проценты, а уже после этого – суммы штрафных санкций. Согласно действующей редакции Гражданского кодекса, основная сумма долга выплачивается в третью очередь, а штрафные санкции – во вторую, что приводит к тому, что потребители оказываются в ситуации, когда все их средства направляются на погашение уже начисленных штрафных санкций, а сама задолженность не уменьшается, поскольку не уменьшается база начисления. Фактически, это становится «бесконечным счетчиком» для заемщика. Он становится неспособным погасить кредит и задолженность по нему.
Урегулирование вопросов сопутствующих услуг по потребительскому кредитованию.
Урегулирование вопросов предоставления дополнительных и сопутствующих услуг по договорам потребительского кредитования.
Урегулирование возможности досрочного погашения потребительского кредита.
Отдельно бросается в глаза наработка «Радикальной партии» – законопроект №2142 «Об обеспечении масштабной экспортной экспансии украинских производителей путем страхования, гарантирования и удешевления кредитования экспорта». Данный проект закона предлагает создать государственное учреждение по поддержке экспорта, которое путем страхования и перестрахования экспортных кредитов, экспортеров от коммерческих или некоммерческих рисков, предоставления гарантий выполнения обязательств украинскими экспортерами во время участия в международных тендерах стимулировало бы экспортные отрасли Украины. Идея в целом хорошая, но непонятно, откуда Кабмин возьмет деньги на такое стимулирование, не указаны четкие квалификационные требования для предприятий, претендующих на поддержку государства, не заложены механизмы регрессной ответственности экспортера (на случай, если он нанесет ущерб учреждению по поддержке экспорта). Также невыясненной остается избирательность предоставления стимулирования определенным экспортным отраслям. Так что благое намерение о создании механизмов стимулирования экспорта имеет все шансы превратиться в монстра по вымыванию государственных и грантовых средств и стимулированию нерыночных механизмов конкуренции в Украине. Что же, поживем – увидим...
Здравоохранение
Проект закона о внесении изменений в Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи» (относительно обеспечения справедливой оплаты труда работников бригад экстренной медицинской помощи) №1164 авторства Сергея Соболева предусматривает увеличение заработной платы врачам, медицинскому персоналу, водителям бригад экстренной скорой помощи. Проект уже прошел первое чтение, поэтому ждем окончательного решения парламента.
Еще один документ, призванный улучшить положение медиков, – это законопроект о внесении изменений в «Основы законодательства Украины об охране здоровья» (относительно социальных гарантий работников здравоохранения, №1332). Им предусматривается предоставление права работникам здравоохранения получать надбавки за выслугу лет ежемесячно в процентах от должностного оклада (ставки заработной платы) в зависимости от стажа работы в сфере здравоохранения в таких размерах: более 3 лет – 10%; свыше 10 лет – 20%;больше 20 лет – 30%. Также предусмотрена установка для медиков права на ежегодное денежное вознаграждение в размере одного должностного оклада за добросовестный труд, образцовое выполнение служебных обязанностей, на выплату помощи на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска и тому подобное.
Правоохранительный блок
Наконец народные избранники с большой вероятностью возьмутся за блок правоохранительным вопросам, ведь их рассмотрение запланировано на середину четверга - так сказать, парламентский «прайм-тайм». Законопроекты о Дисциплинарном уставе Национальной полиции Украины (№4670) и об оперативно-розыскной деятельности (№4778), являются логическими послидовникмы шагами реформы правоохранительных органов, которая была начата два года назад. Вопрос только в одном: чего нардепы ждали раньше, ведь эти законы необходимо было принять еще «позавчера». Будем держать кулаки чтобы их проголосовали в четверг.
«Маленький диктатор»
Наш постоянный блок по явным признакам внедрения диктатуры Президента на этот раз снова представляет законопроект №4370-1 «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной службе» относительно урегулирования отдельных вопросов прохождения государственной службы». Документ частично нивелирует европейские принципы нового закона о государственной службе и предоставляет единоличные, и даже эгоистические полномочия Президенту о назначении председателей местных государственных администраций, теперь – без представления Кабмина.
Бизнес
Парламент на этой неделе должен рассмотреть правительственный проект закона об Учреждении бизнес-омбудсмена (№4591). Проект вводит институт бизнес-омбудсмена как посредника – независимого третьего лица, способствующего субъектам предпринимательства в защите их права на предпринимательскую деятельность. Проект несколько противоречит нормам Конституции, но когда это останавливало отечественных парламентариев на пути спасения бизнеса? Ожидаем его принятия в целом уже в четверг.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, Валентин Гладких, аналитическая группа «Левиафан»