С начала сентября в Украине наконец заработала система Единого государственного реестра деклараций. До сих пор в Национальном агентстве по предупреждению коррупции фиксируют ряд технических ошибок, которые нуждаются в доработке. В целом же, по сообщению руководительницы ведомства Натальи Корчак, ошибки будут устранены в кратчайшие сроки, а количество декларантов ежедневно растет.
Сейчас в системе свое финансовое состояние зафиксировали около 2 тысяч чиновников. Количество заявителей растет примерно на 300 пользователей в день. Пока что это капля в море, ведь только на первом этапе свое состояние должны обнародовать около 50 тысяч чиновников, судей, депутатов. Всего в Украине насчитывается не менее 300 тысяч чиновников.
По данным НАПК, пока активно отчитываются начальники и заместители отделов, руководители аппаратов, судьи и прокуроры. В Реестре до сих пор отсутствуют декларации Президента, главы правительства, народных депутатов, министров. Но заработает ли система в полную силу? И будет ли пользоваться доверием среди граждан?
Опасные правки
Не успела система электронных деклараций начать сбор данных, как в Верховной Раде появились желающие «подкорректировать» ее работу. Естественно, речь идет о существенных ограничениях, которые позволят декларантам искусно обходить наиболее «острые углы» при подаче имущественных отчетов.
Соответствующую законодательную инициативу №5079 обнародовала народный депутат из «Народного фронта» Татьяна Донец. Интересно, что за почти 2-летнюю работу в Верховной Раде 8-го созыва нардеп подала всего 25 законодательных инициатив. Пятая часть из них (6 законопроектов) была обнародована только за один день – 6 сентября. До этого Донец как заместитель председателя парламентского комитета по вопросам здравоохранения в основном инициировала профильные законопроекты в данной сфере.
По замыслу нардепа, поправки в систему электронного декларирования должны обезопасить от незаконного использования и распространения информации конфиденциального характера в отношении субъектов декларирования, членов их семей, третьих лиц, связанных с ними, и их имущества «неограниченным количеством лиц». «В Украине определили очень жесткое антикоррупционное законодательство, жестче, чем во многих странах Европы, в нем много рисков, в том числе и потому, что электронная система деклараций предусматривает довольно детализированные данные о доходах и типы имущества чиновников», - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
На самом деле, речь идет о по меньшей мере десятке существенных поправок, благодаря которым декларанты смогут как минимум скрывать свое состояние от придирчивого ока общественности, а как максимум – избежать уголовной ответственности за ложные данные. Например, в документе предлагается в законном порядке закрепить норму о необязательности обнародования объектов строительства декларантов. Также предлагается информацию о совладельцах такого имущества подавать только по письменному запросу НАПК, не указывать данные о транспортных средствах субъектом декларирования, а автоматически отображать их в госреестре МВД.
Требование ЕС и МВФ
Все попытки выхолостить систему электронного декларирования жестко критикуют в представительстве ЕС. Как известно, именно с эффективностью шагов по предотвращению коррупции среди чиновников связаны надежды украинских властей на получение безвизового режима до конца этого года. Так, Президент Петр Порошенко пообещал, что именно в 2016 году украинцы получат право на безвизовые поездки в ЕС.
Эксперты прогнозируют, что такое решение ЕС может быть принято уже в декабре 2016 года, однако еще не означает автоматического предоставления прав безвизовых путешествий для украинских граждан. Именно от успехов в преодолении коррупции будет зависеть то, насколько быстро Европа убедится в искренности намерений украинских властей.
К слову, в Международном валютном фонде также не раз подчеркивали необходимость внедрения более эффективных методов борьбы с коррупцией. Поэтому вполне возможно, что нынешняя задержка с очередным траншем и осторожная позиция Фонда относительно дальнейшего кредитования отечественной экономики связаны именно с торможением и препятствиями во внедрении системы электронного декларирования.
Сага о «нулевых декларациях»
Облегчить участь и всех чиновников, и рядовых украинцев должен закон о так называемых «нулевых декларациях». Дискуссия вокруг данного шага продолжается еще с 2014 года, сразу после окончания события Революции Достоинства. Идея довольно проста: государство и граждане, идя навстречу друг другу, устанавливают особый режим доверия, предусмотренного инструментом нулевого декларирования доходов.
Планируется, что каждый совершеннолетний гражданин, который может платить налоги, будет обязан заполнить и направить в ГФС так называемую «нулевую декларацию». В этом документе он может указать данные о всей собственности, активах, доходах, о которых пожелает, при этом не указывая их происхождение. Это означает, что после подачи такого документа гражданин уже не несет ни административной, ни уголовной ответственности за происхождение своего имущества.
Соответствующий законопроект был подан еще в декабре 2015 года. Однако подобная норма должна быть предусмотрена именно в проекте нового Государственного бюджета на следующий год. Осмелятся ли на такой шаг нардепы – вопрос более чем актуальный.
Дело в том, что «нулевая декларация» – это еще и ответственность каждого гражданина перед обществом. Речь идет о том, что свое состояние должен обнародовать каждый, после чего жизнь в стране начнется «с чистого листа». К сожалению, подобная идея, хоть и кажется логичной и прогрессивной на первый взгляд, крайне утопична.
Нам поможет институт осведомителей?
В конце апреля министр юстиции Павел Петренко сообщил о возможности внедрения еще одной идеи для ведения более эффективной борьбы с коррупцией на всех уровнях. Речь идет о так называемом «институте информаторов», то есть анонимных отчетах граждан для НАПК о реальном финансовом положении чиновников, судей, депутатов с целью проверки источников их поступления. > «Институт информаторов – это возможность для каждого человека, у которого есть данные о коррупции среди чиновников, подать их в Агентство. При этом человеку гарантируют, что его не привлекут к ответственности за эту информацию, и если она подтвердится, то виновный сядет в тюрьму», – пояснил министр.>
Данную идею также активно продвигают соратники министра из «Народного фронта». Несмотря на их противоречивость, авторы этой «новации» отмечают уже существующие традиции подобной практики как на территории Украины, так и во многих развитых странах мира. Предлагается даже ввести «зарплату» для информаторов, а также расширить институт тайных агентов.
В принципе, идея действительно стоящая, ведь именно она на Западе помогает в раскрытии сложнейших преступлений, связанных с функционированием закрытых преступных структур (таких, как наркокартели, организованные преступные формирования, террористические организации). Насколько «институт осведомителей» пригодится в борьбе с коррупцией именно в государственном секторе, покажет практика. Эксперты отмечают, что успех подобных начинаний гарантирован: большинство украинцев устали от взяточников, коррупционеров и любителей легкой наживы всех мастей.
Когда ожидать результатов?
Несмотря на длительные мероприятия по внедрению, серьезные успехи система е-декларирования начнет показывать лишь тогда, когда за недостоверную информацию начнут реально наказывать. А для этого необходимо время: декларации нужно еще собрать, потом их проанализировать. Объем очень серьезный, от эффективной работы НАПК будет зависеть дальнейший успех выявления потенциальных коррупционеров.
Сейчас в Реестр подаются четыре типа деклараций: ежегодная, перед увольнением, уточняющая, кандидата на должность. И уточняющие декларации, и декларации кандидата на должность могут подаваться в разном количестве в зависимости от того, как часто человек принимает участие в конкурсах, меняет финансовое положение. То есть речь идет о сверхбольших объемах информации, которые нужно будет проанализировать.
Только после анализа и выявления существенных несоответствий в декларациях делом могут заинтересоваться в НАБУ или САП. И только после расследования дело может быть передано в суд. Как показывает практика, именно на этом этапе пока оказывается наибольшее сопротивление борьбе с коррупцией.
Но захотят ли сами украинцы становиться более открытыми друг для друга в отчетности за собственное финансовое положение? По данным Минэкономразвития, в 2015 году около 50% отечественной экономики работало в «тени» – речь идет о 500 миллиардах гривен. Это именно те средства, источники получения которых большинство украинцев не желают раскрывать перед государством. Именно тотальное недоверие внутри общества дает такую питательную почву для развития всех форм коррупции. И пока само общество не готово порвать хотя бы с частью своих собственных коррупционных связей.
Александр Радчук, специально для «Слова и Дела»