Верховная Рада Украины вышла на финишную прямую перед летним отдыхом. Вашему вниманию предлагается перечень наиболее интересных вопросов, которые народные избранники попытаются рассмотреть в течение следующей пленарной недели.
Снятие неприкосновенности
Во вторник народные избранники будут рассматривать вопрос о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности своего коллеги – народного депутата Украины Александра Онищенко. Накануне решение о поддержке представления ГПУ принял регламентный комитет ВРУ. Однако в этой безупречной схеме есть небольшой «прокол».
Дело в том, что для того, чтобы Онищенко оказался за решеткой, Верховная Рада должна отдельно рассмотреть три вопроса: о предоставлении согласия на привлечение народного депутата к уголовной ответственности, о предоставлении согласия на его задержание и об избрании меры пресечения в виде ареста. А ГПУ внесла вместо трех представлений одно общее.
Напомним, что именно из-за подобных нарушений ВСУ отменил решение Верховной Рады о предоставлении согласия на привлечение к уголовной ответственности нардепа Игоря Мосийчука.
Блок корпоративных вопросов
Чтобы улучшить правовое регулирование ведения бизнеса, народные избранники предлагают внести соответствующие поправки в ряд законодательных актов путем принятия законопроекта р. н. 4216 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату хозяйственных обществ», разработанного авторским коллективом во главе с депутатом Виктором Галасюком. Основная концепция документа заключается в установлении (возвращении) обязательного нотариального удостоверения сделок, предметом которых является распоряжение корпоративными правами.
Если не обращать внимание на отдельные недостатки юридической техники, то в целом идею документа можно считать удачной, но только при условии, что нотариат сможет справляться с возложенными на него задачами оперативно и за небольшие средства, что для сегодняшнего положения дел имеет большое значение.
Схемы
Правительство в законопроектах №4776 и №4777 предлагает ввести в Украине институт уполномоченного экономического оператора, аналогичного тому, который функционирует в ЕС, и выполнения Украиной обязательств, предусмотренных Соглашением об ассоциации. Но организация подобного института в Украине имеет свои, так сказать, нюансы.
По указанным законопроектам, органы доходов и сборов выдают исключительно резиденту Украины сертификат уполномоченного экономического оператора, который предусматривает упрощение таможенных процедур. Уполномоченный экономический оператор, которому предоставлен сертификат, может получить разрешение на пользование такими специальными упрощениями, как процедура упрощенного декларирования, самостоятельное наложение пломб специального типа, освобождение от необходимости установки таможней отправления обязательного маршрута перемещения, и тому подобное.
Данные законопроекты несут в себе значительные коррупционные риски: во-первых, при осуществлении выдачи сертификата органом ГФС без необходимой точности прописанных оснований для выдачи и отказа в выдаче документа, что создает возможность по собственному усмотрению определять, кому предоставлять эту индульгенцию, а кому – нет.
Во-вторых, введение этого института создаст рынок «своих» операторов, которые имеют законные преференции, позволяющие им постепенно «выжать» из рынка тех операторов, которые не имеют подобных преференций. Итак, если указанные законы будут приняты, то с деятельности ГФС и специальных экономических операторов нельзя будет спускать глаз.
Блок мультимедийных вопросов
В этой части в повестке дня пленарной сессии упоминаются два документа: один из них нацелен на ограничение использования медийной продукции государства-агрессора, а второй – на поддержку национального кинематографа. Рассмотрим их по отдельности.
Законопроект №4303 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно ограничения использования медийной продукции государства-агрессора» зарегистрирован в парламенте в конце марта текущего года, во время пика политического парламентского кризиса. Несмотря на то, что авторами документа в подавляющем большинстве выступают народные избранники, входящие в состав фракций «Народного фронта» и «БПП», идеи в нем изложены в манере, более присущей для их коллег «радикалов». Парламентарии предлагают ограничить присутствие в информационном пространстве Украины граждан Российской Федерации. Для этого вводится обязанность организатора гастрольного мероприятия получить соответствующее свидетельство для проведения гастрольных мероприятий и театральных постановок с участием лиц, связанных с государством-агрессором, и при условии принятия ими и творческими работниками, членами художественного, артистического персонала театра персональных письменных заявлений об осуждении оккупации территории Украины государством-агрессором. То есть, для того, чтобы провести гастрольное или театральное мероприятие, иностранным деятелям культуры придется публично осудить политику Кремля, что очевидно может стать началом конца их карьеры в своей стране. Поэтому фактически речь идет не об ограничении, а о запрете таких мероприятий. Также под запретом трансляции оказались музыкальные произведения, впервые обнародованные после 1 января 2014 года, с участием лиц, включенных в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности Украины.
Напомним, в феврале 2015 года Рада приняла закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно защиты информационного телерадиопространства Украины», которым, помимо прочего, запрещена трансляция аудиовизуальных произведений, одним из участников которых является лицо, внесенное в перечень лиц, которые создают угрозу национальной безопасности Украины.
Законопроект №3081д «О государственной поддержке кинематографии в Украине» акцентирует внимание на проблеме недостаточного развития украинского кино и кинематографа как составляющей части современной культуры общества. В первую очередь документ мотивирован тем, что национальный кинематограф фактически оказался неспособным заполнить информационное пространство, освободившееся в результате принятия указанного выше закона. Это вызвало волну депрессивного застоя и продолжение упадка отрасли и, как следствие, засилье рынка иностранным продуктом. Решить данные вопросы должен этот законопроект, с помощью ряда факторов призванный создать благоприятные условия для производства кинопродукции, привлечения инвестиций и развития кинематографии в целом.
Блок земельных вопросов
В числе наиболее острых законопроектов, касающихся земельной тематики, которые попали в проект повестки дня, стоит отдельно отметить такие:
Законопроект №3190 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно снятия искусственных ограничений на реализацию права на приватизацию и получение в пользование земельных участков», который призван решить две критические проблемы в сфере оформления прав собственности на земельные участки. Речь идет, во-первых, об отмене необходимости разрабатывать проект землеустройства по отводу земельного участка при передаче его в собственность владельцу расположенного на нем дома. И, во-вторых, законодательно закрепляет возможность предоставления соответствующими органам власти реализовать гражданам право на приватизацию земельных участков при отсутствии детального плана или плана зонирования в предусмотренных случаях.
Законопроект №3006 «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины и другие законодательные акты относительно правовой судьбы земельных участков, владельцы которых умерли», который должен упростить и ускорить процесс признания наследства от умерших (имуществом умершего, не перешедшее к наследникам, или при отсутствии наследников, или же если ни один из них не принял наследство). Также предлагается предусмотреть переход земельных участков, находящихся в составе наследства, в коммунальную собственность территориальной общине по месту нахождения такого имущества (а не по месту последнего проживания умершего, как это происходит в действующей редакции), устанавливается порядок информационного взаимодействия между государственными электронными реестрами для выявления и последующей легализации такого имущества, что происходит в судебном порядке. В рамках этого предлагается освободить местные советы от уплаты судебного сбора.
Законопроект №2920 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно установления минимального срока аренды земельных участков сельхозназначения, на которых проводится гидротехническое мелиорация», нормами которого планируется установить минимальный срок аренд мелиорированных земель сельскохозяйственного назначения на срок не менее 10 лет. Тем самым начинается долгосрочный характер аренды земельных участков в аграрном секторе экономики. Хотя сложно себе представить, каким образом крестьянин, доведенный государством почти до нищеты, может создать такую угрозу стабильности, и как повлиять на деятельность гигантских агропромышленных холдингов с их экономическим потенциалом, что законодатель таким образом пытается протолкнуть столь циничные изменения. Впрочем, может это и является примером того, что эксперты традиционно называют лоббизмом?
Блок миграционно-туристических вопросов
Почти год назад в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект №2285 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения соблюдения правил въезда в Украину, включая временно оккупированную территорию, и выезда из нее», который должен сохранить и улучшить состояние государственного суверенитета Украины путем исключения возможностей незаконного пересечения границы со стороны физических лиц, а также установления порядка условий ведения бизнеса в сегменте туристических и транспортных услуг. В частности, документом предлагается запретить выдачу лицензий транспортным и туристическим компаниям, которые провоцируют и/или способствуют нарушениям правил пересечения государственной границы и временно оккупированных территорий с введением уголовной ответственности за такие действия.
Преодоление вето Президента
Также на этой неделе в повестку дня внесены семь законопроектов для повторного рассмотрения с предложениями Президента Украины.
Президент предложил отклонить такие законопроекты:
Закон №1165 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усиления роли гражданского общества в борьбе с коррупционными преступлениями», которым вводился институт «частного обвинения» с возможностью привлекать как надлежащие доказательства, аудио и видеозаписи по делам, связанным с коррупционными деяниями и служебными злоупотреблениями чиновников. Как видим, Петр Алексеевич не собирается усложнять жизнь чиновникам и в борьбе между гражданским обществом и обнаглевшим государственным аппаратом встал на сторону последних.
Закон №1076 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения реализации жилищных прав жителей общежитий», которым устанавливалось, что общежития, которые были построены в советское время на общегосударственные средства и при приватизации и корпоратизации и включены в уставные капиталы (фонды) частных (коллективных) обществ (организаций), передаются в собственность территориальных общин. В дальнейшем эти общежития могли быть либо приватизированы, либо использоваться как социальное жилье. К сожалению, несмотря на все призывы к децентрализации, Президент не считает, что местные общины могут навести порядок общежитиям, которые находятся на их территории.
Закон Украины №3830-3 «О внесении изменений в закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2016 год» относительно финансирования профессионально-технического образования» и закон Украины №3831-2 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины относительно финансирования профессионально-технического образования» предлагает выделить финансирование на профессионально-техническое образование. Замечания Президента сводятся к одному тезису: «Денег нет. Держитесь там!»
Кроме того, Президент выразил такие предложения:
Закон №3868 «О внесении изменения в статью 13 закона Украины «О внешнеэкономической деятельности» относительно уменьшения дефицита лома черных металлов на внутреннем рынке», который предлагал увеличить втрое действующую ставку на отходы и лом черных металлов, которая сейчас должна составлять 10 евро за 1 тонну. Фактически, втрое повышается действующая ставка на отходы и лом черных металлов, которая теперь должна составлять 10 евро за 1 тонну. Целью такого повышения было желание некоторых владельцев украинских заводов-потребителей металлолома снизить для нужд своих заводов стоимость металлолома. Закон предлагает установить такую ставку экспорта сроком на три года. Президент же хочет уменьшить этот срок до одного года, что в принципе логично, ведь экспортеры имеют своих лоббистов как в правительстве, так и в Администрации Президента.
О наложении вето на законы Украины №2406 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей» и №2676 «О внесении изменений в закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам» (подробнее читайте в анализе от 19 апреля).
Приватизация
Проектом закона №2485 о внесении изменений в закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» (относительно изъятия объектов) предлагается разрешить приватизацию пяти объектов агропромышленного комплекса Закарпатья.
Проектом закона №4536 о внесении изменений в закон Украины «О перечне объектов права государственной собственности, не подлежащих приватизации» относительно некоторых объектов сельскохозяйственной и транспортной отраслей предлагается разрешить приватизацию более 250 объектов АПК и транспорта, в том числе всей портовой инфраструктуры страны, что в контексте вооруженного конфликта на востоке страны и падения стоимости этих активов является очень спорным решением.
Национальный банк Украины
На этой неделе постановлением о назначении членов Совета Национального банка Украины №4324 будут назначены новые члены Совета НБУ. Следует отметить, что кандидаты согласованы всеми фракциями и депутатскими группами. Поэтому на следующей неделе членами Совета НБУ должны стать: Аржевитин (сроком на 7 лет), Щербакова Елена Анатольевна (сроком на 6 лет), Милованов Тимофей Сергеевич (сроком на 5 лет), Рычакивская Вера Ивановна (сроком на 4 года).
Аналитическая группа «Левиафан», специально для «Слова и Дела»