Решение о выходе Великобритании из Евросоюза породило немало мифов и опасений относительно будущего и ценностей европейского сообщества. Пока больше всего экономических последствий на себе почувствовали именно в Лондоне, тогда как лидеры остальных европейских стран на данный момент не видят в результатах референдума реальной угрозы единству ЕС.
Естественно, в информационном поле Brexit вызвал бурное обсуждение, в результате которого громче всего стали раздаваться голоса евроскептиков. Правда, подобный кризис Евросоюз уже переживал в 2007 году, в результате чего страны-члены ЕС подписали Договор о реформировании, более известный, как Лиссабонский договор. Документ, который был ратифицирован в течение 2 лет всеми 27 странами ЕС, вносил изменения в базовое Соглашение о Европейском Союзе и в Договор об учреждении Европейского Сообщества. Его появление было вызвано необходимостью заменить проект так называемой Европейской конституции, ратификация которой провалилась из-за решений референдумов во Франции и Нидерландах.
И хотя нынешние намерения Великобритании более чем серьезные, воплотить их в жизнь быстро не получится. По прогнозам экспертов и самих европейских политиков, процедура выхода из ЕС может затянуться от 1 до 2 лет. Да и сами британские политики на днях признали, что не имели четкого и заранее подготовленного плана действий в случае положительного решения референдума по выходу страны из ЕС.
Сейчас финансисты отмечают непосредственные риски самой британской экономики, которая может прочувствовать всю боль политического «развода» с Евросоюзом. Несмотря на то, что Великобритания не входила в зону единой европейской валюты, ее национальная валюта – фунт – за последние несколько дней стремительно потеряла инвестиционную привлекательность и обвалилась до 30-летнего минимума. Так же поползли вниз и показатели биржевых индексов страны. Министерство финансов Великобритании уже предупредило о возможности банкротства некоторых банков, росте безработицы, падении объемов торговли, а, следовательно, и ВВП страны.
Кроме того, такой результат референдума принесет Соединенному королевству и ряд других, не менее опасных угроз национальной безопасности. Речь идет о центробежных тенденциях и желании Шотландии и Северной Ирландии остаться в составе Евросоюза. Из уст некоторых региональных политиков прозвучали и решительные заявления с призывами об отделении от Великобритании. В частности, глава правительства Шотландии Никола Стерджен вполне серьезно предположила, что местный парламент может наложить вето на решение о выходе Великобритании из Европейского Союза. Аналитики уже не сомневаются: решение о выходе из ЕС лишь добавит аргументов сторонникам независимости Шотландии и Северной Ирландии.
Самый популярный аргумент среди евроскептиков базируется на возникновении опасного для существования ЕС прецедента после референдума в Великобритании – возможной цепной реакции. Мол, вслед за британцами, выйти из ЕС захотят и другие страны, среди которых наиболее вероятным кандидатом являются Нидерланды. В свою очередь, у стран, которые уже давно стремятся присоединиться к Европейскому сообществу, начали появляться сомнения в способности ЕС решать собственные проблемы. Так, на днях президент Турции Реджеп Эрдоган заявил, что результаты референдума стали итогом активной кампании за выход Британии из ЕС и свидетельствуют о росте популярности ультраправых сил в Европе. «Если эти противоречия в ЕС усилятся и процесс будет идти в этом направлении, через короткое время (Евросоюз – Ред.) неизбежно столкнется с решениями других стран о выходе», – заявил Эрдоган.
Однако пока подобные заявления на высшем уровне не прозвучали. Напротив, в контексте Brexit Германия и Франция официально призвали к усилению интеграции внутри Европейского Союза. «Мы должны совместно действовать в направлении дальнейшего углубления валютного союза с прогрессом в общем налогообложении, в частности транснациональных компаний, а также развития совместных социальных стандартов внутри ЕС», – отметили в общем заявлении министры иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и Франции – Жан-Марк Эро.
Между тем, по состоянию на 12:00 29 июня петиция о проведении повторного референдума о выходе из ЕС собрала более 4 миллионов подписей граждан Великобритании. Очевидно, дебаты о выходе страны из Евросоюза могут привести и к пересмотру данного решения.
Последствия для Украины
Среди украинских политиков и экспертов мнения относительно результатов референдума о выходе Великобритании из ЕС традиционно разделились. При этом ни одна из сторон не видит позитива для Украины: речь идет либо о существенном негативе, либо об отсутствии каких-либо последствий. «Британия проголосовала за выход. Это землетрясение, последствия которого ЕС будет разгребать долго. Что для Украины? Если кратко – абсолютно ничего хорошего. Евросоюз закроется от любых внешних раздражителей и ликвидирует внутренние, чтобы не пошла цепная реакция. Поэтому санкции против РФ, весьма вероятно, начнут постепенно снимать с 2017 года, а безвизовый для нас, Грузии и Турции отложится на неопределенное время. Нам в этих условиях нужно научиться объединяться для защиты от врага, который активизируется по всем направлениям. Без единства, которого не хватило ЕС, мы не выстоим», – отметил на своей странице в Facebook народный депутат, глава украинской делегации в ПАСЕ Владимир Арьев.
В целом, негатив по поводу Brexit связан с опасениями относительно отсрочки решения о безвизовом режиме и постепенного ослабления экономических санкций в отношении России со стороны стран-членов ЕС. Первый риск может возникнуть из-за того, что перед европейскими странами стоят куда более серьезные вызовы, в результате чего они могут просто отложить рассмотрение любых последующих действий в отношении евроинтеграционных стремлений новых стран. Второй – значительно опаснее, ведь речь идет об устоях политики Запада касательно сдерживания агрессивных действий России в отношении соседей, в частности Украины. Не секрет, что Великобритания с самого начала после аннексии Крыма и военной агрессии РФ на Донбассе поддерживает Украину, выступая своеобразным катализатором санкционной кампании против Кремля.
Впрочем, руководство стран-членов ЕС уже успело предупредить, что никаких изменений в отношениях с Украиной после Brexit не произойдет. В частности, такое мнение выразил президент Европарламента Мартин Шульц во время встречи с Президентом Украины Петром Порошенко. Сам Глава украинского государства заявил, что выход Великобритании не будет иметь существенного влияния на процесс предоставления Украине безвизового режима со странами Евросоюза. «Мы ожидаем, что формальные процедуры в комитетах (Еропарламента – Ред.) будут завершены до летних каникул в парламенте. Я пока не вижу никаких осложнений. Есть объективные трудности, которые появились в связи с Brexit, но они несут лишь отсрочку на дни или, может, на недели», – отметил Петр Порошенко.
В свою очередь, канцлер Германии и президент Франции опровергли слухи и о возможности отмены санкций в отношении России. «Мы четко заявили, что несмотря на состояние выполнения Минских соглашений, мы должны продолжать санкции», – заявила Ангела Меркель о согласованной позиции со коллегой Франсуа Олландом.
«Действовать локально, мыслить глобально»
Как ни странно, но нынешний кризис с Brexit может, наоборот, оказаться более благоприятным для Украины в контексте усиления ее позиций в ЕС. К счастью, и Президент, и премьер-министр, и большинство депутатов украинского парламента единогласно высказались по поводу необходимости оставаться верными евроинтеграционным стремлениям. И вопрос не только в политической сфере и плоскости безопасности, но и в сугубо прагматичных стремлениях, которых Украина может достичь в случае удачного позиционирования.
Во-первых, Украина, как и Грузия с Турцией, хотя и преследует цель получить членство в ЕС, главным достижением на самом деле считает усиление экономического сотрудничества и получение безвизового режима. В случае отсутствия первого компонента надеяться на любое другое возможное сближение будет невыгодно прежде всего самим украинцам. А вот что касается безвизового режима, то для украинской власти его следует рассматривать прежде всего как инвестицию в собственное электоральное будущее. Таким образом, задача-минимум для Украины – все-таки достичь о получении безвизового режима и нарастить экономический потенциал.
Во-вторых, речь идет о вопросах безопасности. Сохранение и развитие такого союзника, как Украина, должно стать одним из главных приоритетов европейских лидеров. Пока этого не все понимают, но подобные мысли уже раздаются, например, среди польских политиков и лидеров балтийских стран. Более того, руководство НАТО уже около года активно тиражирует тезис о создании так называемого «Балто-Черноморского пояса безопасности», ключевыми партнерами в котором станут 7 стран: Латвия, Литва, Эстония, Польша, Украина, Румыния и Турция. В случае реального создания подобного объединения стратегически Украина будет играть роль своеобразного «военного форпоста демократии» в центре Европы. По подобной логике в свое время США всячески поддерживали создание и развитие государства Израиль.
В-третьих, именно Brexit может несколько упростить путь Украины в ЕС путем внесения изменений в функционирование европейских институтов – таких, как Европарламент и Еврокомиссия. О таких тенденциях уже заявляли ряд европейских политиков и депутатов, в частности из Польши и Германии.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»