Политический кризис в Украине каждую пленарную неделю заходит на новый виток в своем неизбежном пике. Вашему вниманию предлагаются самые актуальные темы парламентской кухни на этой неделе.
Центральными темами недели являются:
Смена персонального состава ЦИК. Напомним, что полномочия действующих 12 из 15 членов Центризбиркома закончились еще 1 июня 2014 года. Президент Порошенко постановлением №4790 предлагает назначить 11 новых членов ЦИК на следующие 7 лет. Персональный состав – классический для Петра Алексеевича: везде свои люди. Интересный нюанс заключается в том, что голосование за поддержку той или иной кандидатуры на пост члена ЦИК проходит в Верховной Раде тайно, депутаты голосуют бюллетенями. Это добавляет элемент интриги, с одной стороны так легче договариваться о поддержке нужных кандидатов, потому что общественность не знает, кто и за кого голосовал, а с другой, если кого-то банально «кинут», то также будет неизвестно, кто именно это сделал. Предварительно голосование запланировано на четверг.
Конституционный суд Украины. Тема рассмотрения КСУ закона «Об очищении власти» появилась в топе новостей еще в конце прошлой недели, однако у нее есть все шансы остаться центральной и на этой. Судьи склоняются к признанию большинства положений закона Украины «Об очищении власти» такими, которые не соответствуют Конституции, а значит недействительными, а представители части «Народного фронта» склоняются к тому, что это «зрада», поражение Майдана и продажный суд. В парламенте, кроме разговоров, эта ситуация никак не проявится. Спикер парламента Андрей Парубий, наверное, забыл, что суд в нашей стране независимый и давление на судью – уголовно наказуемое преступление, и заявил, что если закон о люстрации будет отменен, то судьи КСУ будут мгновенно люстрированы. Заявление эмоциональное и юридически воплотить «проклятие спикера» в жизнь Верховная Рада на этой пленарной неделе не сможет.
От одной «зрады» переходим к другой. Изменения в Конституцию в части децентрализации с особым порядком местного самоуправления для отдельных районов Донецкой и Луганской областей. Разговор о проведении голосования по указанным вопросам идет уже вторую неделю, много скандалов уже было, но еще больше ожидается. Голосовать вопрос, конечно, на этой неделе не будут, а подготовительная работа со стороны Петра Порошенко будет вестись обязательно.
Новые правила ведения политической войны или внесение изменений в регламент Верховной Рады
Европа в очередной раз сделала неправильный вывод из увиденного и услышанного об Украине. И вместо того, чтобы все-таки поменять состав парламента, европейцы предложили нам оптимизировать график его работы.
Результатом этих советов стал проект закона о внесении изменений в регламент Верховной Рады по реализации отдельных положений пунктов 3, 4, 5, 8, 11, а также пункта 10 рекомендаций Миссии Европейского Парламента по оценке потребностей, разработанных с целью повышения качества украинского парламентаризма и изложенных в «Докладе и Дорожной карте по внутренней реформе и повышению институциональной способности Верховной Рады Украины» №4696 от 19 мая 2016 года.
Что же конкретно предлагается? Положительным практическим изменением может стать переформатирование работы Верховной Рады с четырехнедельного цикла до трехнедельного. Решили пожертвовать неделей работы в комитетах, что является абсолютно целесообразным, ведь обычно народные депутаты либо проводили эту неделю в округе, либо же попросту отдыхали.
Также предлагается сделать среду и пятницу несессионными днями, этим наконец-то работа Верховной Рады де-факто будет соответствовать состоянию де-юре. Ведь в среду и пятницу депутаты приходили разве что с желанием пропиариться с трибуны, а исходя из того, что день правительства планируется проводить во второй половине понедельника недели пленарных заседаний, то понедельник превращается действительно в рабочий день.
Довольно удобным является предложение реформировать Согласительный совет и создать отдельно Совет комитетов, где председатели комитетов и инициаторы законопроектов могут довольно профессионально обсудить и сформировать повестку дня, в то время как Согласительный совет, из состава которого выводятся руководители комитетов, превращается в сугубо политический орган, который будет корректировать повестку дня, подготовленную Советом комитетов, исходя из собственных политических амбиций чиновников.
День правительства
День правительства, по большому счету, претерпел определенные номинальные изменения. Теперь тему выступлений формируют не только главы фракций и групп, но и народные избранники. По меньшей мере пятнадцать народных депутатов независимо от их вхождения в состав депутатских фракций (депутатских групп) могут инициировать тематическое обсуждение путем подачи письменного обращения на председателя Верховной Рады.
Законодательные инициативы
Андрей Парубий с группой соавторов предлагает ввести процедуру предварительной проверки законопроектов перед регистрацией. Планируется, что законодательная инициатива должна проходить обсуждение в комитетах перед регистрацией, и, соответственно, без выводов комитета регистрация невозможна.
С одной стороны, отрицательное заключение не препятствует регистрации законопроекта, с другой – если руководство соответствующего комитета будет злоупотреблять правом предоставления заключения, а попросту говоря не предоставит его, народный депутат лишается возможности зарегистрировать проект закона, что ограничивает право законодательной инициативы нардепа.
Преодоление вето Президента
Также на этой неделе в повестку дня внесены пять законопроектов для повторного рассмотрения с предложениями Президента Украины. Все замечания можно свести к двум тезисам: 1) денег нет; 2) украинский металлолом – для украинских шахт. Подробнее читайте в анализе от 19 апреля и 17 мая.
Минутка лоббизма
В сессионный зал снова вносятся законопроекты по квотам русскоязычного контента на радио (№3822 и альтернативный к нему). А также законопроекты, касающиеся деревообрабатывающей отрасли и сферы оборота пива. Подробнее – в анализе от 31 мая.
Блок налоговой политики
Как ни странно, но в этой части сенсационных документов не ожидается. Основной темой повестки дня обещает стать в основном возвращение к рассмотрению законопроектов, которые остались недоработанными еще с прошлой сессионной недели в парламенте. В этом вопросе народные избранники планируют предоставить возможность уделить внимание и обсудить законопроекты:
№4516 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно минимизации влияния на администрирование поступлений в Бюджет», инициированный правительством Владимира Гройсмана. Документ нацелен на реализацию отдельных рекомендаций МВФ относительно усовершенствования процедуры обжалований решений контролирующих органов. Также проектом уточняются полномочия и название государственных органов в сфере взимания налогов и сборов;
№2297 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных текстовых сообщений», который касается законодательного урегулирования аккумулирования благотворительных пожертвований, осуществляемых с помощью электронных устройств с помощью sms-сообщений. «Слово и Дело» уже опубликовало обзор данного документа, с которым есть возможность ознакомиться в статье от 31 мая;
Неразрывно связан с последним законопроектом документом – №3467 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно создания благоприятных условий для внедрения благотворительных телекоммуникационных сообщений)». Данная законодательная инициатива освобождает упомянутые sms-сообщения как отдельный вид благотворительности от налогообложения. Ожидается, что это должно способствовать популяризации и развитию благотворительного дела. Согласно нормам проекта, также предусматривается освобождение оператора телекоммуникаций от налогообложения НДС операций по предоставлению услуг в части обработки благотворительных sms. Хотелось бы обратить внимание на то, что разработчики документа так спешили улучшить жизнь рядовым украинцам, что предусмотрели суженные сроки вступления в силу (со дня следующего за днем его опубликования), совсем забыв о базовом принципе стабильности налогового законодательства. Напомним, речь идет о том, что изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки, а налоги и сборы (их ставки), налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.
Однако ни окончательных текстов законопроектов №2297, №3467, ни сравнительных таблиц к ним ко второму чтению на официальном сайте парламента пока не опубликовано. Что собственно будут обсуждать депутаты и в каком конечном виде документы будут поставлены на голосование, на сегодня остается загадкой для общества.
Бизнес
В сфере ведения бизнеса народные избранники рассмотрят проект закона №4216 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно противодействия противоправному поглощению и захвату хозяйственных обществ.
Проектом предлагается, что подлинность подписи участника полного общества и общества с ограниченной ответственностью на его заявлении о выходе из общества подлежит нотариальному удостоверению, а также то, что сделки по передаче участникам товарищества своей доли другому лицу, в отношении отчуждения доли участника общества с ограниченной ответственностью совершаются в письменной форме и подлежат нотариальному удостоверению.
В целом идея правильная, учитывая количество поддельных документов, на основании которых происходят рейдерские захваты, но предложенные изменения в статью 627 ГК Украины существенно затрудняют продажу акций на фондовых биржах.
Судебная сфера
Президент Украины определил как неотложный проект закона №3768 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно внедрения системы автоматизированного ареста средств в гражданском и хозяйственном судопроизводстве. «Слово и Дело» подробно писало об этом нормативно-правовом акте в статье о работе Верховной Рады 10-13 мая.
Военная политика
В конце 2014 года Совет национальной безопасности и обороны Украины обращал внимание общественности на некоторые проблемы в военном секторе. В частности, речь шла о недостатке соответствующих высококвалифицированных специалистов по военно-медицинской подготовке. В условиях обострения военной агрессии на востоке страны это могло бы привести к последствиям близким к катастрофическим. С целью решения данной проблемы авторский коллектив народных депутатов во главе с Ольгой Богомолец больше года назад зарегистрировал в Раде законопроект №2210 «О внесении изменений в статью 11 закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» (о прохождении студентами высших медицинских, фармацевтических учебных заведений военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса медицинской службы в обязательном порядке)». Проект, за исключением переходных положений, по сути содержит только две нормы. Их суть вводит обязательность прохождения курса подготовки офицеров запаса для студентов, получающих образование в высших медицинских, фармацевтических учебных заведениях Украины и пригодных к военной службе по состоянию здоровья и морально-деловым качествам. Нет сомнения, что данный документ имеет положительный характер, однако он нацелен на длительную перспективу. На вопрос «Что делать сегодня?» законодатель четких ответов и идей, судя по всему, не имеет. Поэтому обидно, что более оперативные пути решения данной проблемы субъектами законодательной инициативы не предложены, а также то, что этот документ аппарат парламента проталкивает настолько медленно.
Либерализация визового режима
Данный блок раскрывается в подготовленном ко второму чтению правительственном законопроекте №3224 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно документов, подтверждающих гражданство Украины, удостоверяющих личность или ее специальный статус, направленных на либерализацию Европейским Союзом визового режима для Украины». Собственно, как следует из названия, проект направлен на уточнение перечня персональных документов, удостоверяющих личность и устраняет правовые пробелы в действующем правовом регулировании этой сферы. Кроме того, на законодательном уровне упорядочивается порядок оформления, выдачи, обмена, пересылки, изъятия, возвращения государству и уничтожения документов лица, отдельно уделяется внимание администрированию и получению информации из Единого государственного демографического реестра.
Следует заметить, что предыдущую редакцию данного документа Комитет по вопросам предотвращения и противодействия коррупции Верховной Рады признал несоответствующим требованиям антикоррупционного законодательства.
Блок жилищно-коммунального сектора
Как и предыдущие, этот блок представлен одним документом. Речь идет о подготовленном ко второму чтению законопроекте №2706 «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования субъектов хозяйствования в сфере теплоснабжения, централизованного водоснабжения и водоотведения». Документ имеет ненавязчивые нотки легкого лоббизма, которые могут идти со стороны окончательных контролеров крупных монополистских предприятий, осуществляющих производство, транспортировку, поставку тепловой энергии для нужд населения, а также предоставляют населению услуги по централизованному водоснабжению и водоотводу. Основная мотивация документа построена вокруг проблемы наличия у таких предприятий задолженности перед энергоснабжающими организациями, которая возникла из-за несвоевременных и неполных как выплаты разницы в тарифах, так и расчета потребителей за потребленные услуги.
Документом предусматривается ввести срочный мораторий на начисление и взыскание хозяйственно-правовых, финансовых штрафных санкций для энергоснабжающих компаний в случае несвоевременного осуществления с ними расчета за использованный природный газ и электрическую энергию. Такие ограничения будут действовать до момента получения соответствующих субъектов хозяйствования возмещения потерь и убытков в установленном порядке.
Блок научно-образовательных вопросов
В обсуждаемый в парламенте проект повестки дня пленарной недели попал вопрос очередного пересмотра базового документа в сфере образования. Так, речь идет о творении правительства бывшего премьер-министра Арсения Яценюка – законопроекте №3491 «Об образовании». Кстати, для него народные избранники на февральской пленарной сессии так и не нашли время. Напомним, данный документ согласован профильным и смежными министерствами. Нормами законопроекта вводится ряд новаций в сфере образовательной деятельности, которые трудно назвать положительными. Среди них – уменьшение размера бюджетных ассигнований в отношении к ВВП, введение 12-летней программы получения общего образования, прохождение педагогическими работниками государственной сертификации и прочее. В свое время профсоюз работников образования и науки Украины выражал протест принятию закона в предложенной редакции. По мнению профсоюза, в случае его принятия в такой редакции, предложенные нормы будут ухудшать и сужать содержание прав и свобод педагогов по сравнению с действующим законом.
«Слово и Дело» уже публиковало обзор этого законопроекта в статье от 16 февраля текущего года.
Дорожное движение
Верховная Рада предлагает усилить ответственность за вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Об этом говорится в проекте №4373. Размер штрафа предлагается увеличить втрое – с 3400 до 10 200 грн с обязательным лишением права управления транспортными средствами на 1 год. При повторном нарушении в течение двух лет санкция увеличивается еще вдвое – до 20 400 грн и лишения права управления транспортными средствами на 3 года.
Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»