Итоги недели от Виктора Трегубова. Неделя реванша

Виктор Трегубовжурналист, блогер

На этой политической неделе новостей было не очень много. А те, что были, часто касались такой неприятной темы, как реванш тех сил, от которых украинцы тщательно старались избавиться на Майдане.

Крах реформы МВД

Например, реформа МВД. В понедельник представители многих общественных организаций, так или иначе связанных с Майданом («Автомайдан», «Народный тыл», Combat-UA), вышли из аттестационных комиссий при МВД. По их словам, попытка очищения кадрового состава МВД сошла на нет: мол, аттестационные органы формируют из опытных бойцов старого режима и их карманных организаций, уволить кого-то сложно, да и из уволенных большинство оперативно восстанавливаются по суду. А раз так, то дальнейшего смысла оставаться в процессе и легитимизировать его своим присутствием волонтеры и правозащитники не видят.

«Сейчас фактически полный реванш в пользу старой системы. И то, как происходит переаттестация в регионах после Одессы и Николаева, свидетельствует о том, что реформы как таковой нет. Это очковтирательство. В одной из областей, где сейчас идёт аттестация, из 28 человек руководящего состава был уволен только 1. Про какую реформу, про какой сломанный хребет старой системы мы говорим?» – заявил представитель организации «Народный тыл» Роман Синицын.

Ситуацию прокомментировали как министр внутренних дел Арсен Аваков, так и глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе. Первый утверждает, что процент восстановившихся по суду не столь и высок, вторая – что никто и не ожидал, что очищение будет одномоментным. Как-то взаимно противоречиво вышло.

Соблазны Конституционного суда

Или вот Конституционный суд. Он на этой неделе работал сразу над несколькими интересными решениями. В частности, отменил ранее установленную максимальную пенсию судей-отставников в 10740 грн (новую норму, указанную в законе «О судоустройстве и статусе судей» и новые изменения в пенсионное законодательство). Аргументация (только не смейтесь!) – мол, это сделает судей потенциально зависимыми.

На этой мажорной ноте суд должен был приступить к вынесению решения по законопроекту о люстрации. Само собой, общественность напряглась и даже провела небольшой пикет в поддержку очищения власти. Масла в огонь подлило то, что в СМИ просочилась информация о готовности суда люстрацию все-таки отменить, и более того – была даже опубликована копия резолютивной части готового решения. А влиятельные лица вроде генпрокурора Юрия Луценко начали давать комментарии в духе «ничего, вот этот законопроект отменят – еще лучший подготовим», что уж и вовсе вогнало народ в уныние и породило версию о том, что именно отменой люстрации власть расплатилась с «Оппозиционным блоком» за поддержку судебной реформы.

Однако в итоге суд взял и перенес вынесение решения. А просочившийся документ назвал «одной из рабочих версий». Кажется, нас ждет вторая серия.

Казус Савченко

Неприятное впечатление оставил и ряд выступлений недавней героини, а ныне – народного депутата Надежды Савченко. Сначала она позвонила на радио «Вести» и дала, по сути, небольшое телефонное интервью, в котором призвала договариваться с главарями террористов «ДНР» и «ЛНР» в обход Москвы. Мол, пусть они будут как бы в статусе депутатов от этих регионов, а она готова поговорить с ними с украинской стороны.

Здесь есть несколько проблем. Во-первых, они не являются депутатами: их никто не избирал. Во-вторых, договориться с ними в обход Москвы невозможно: такая самодеятельность с их стороны приведет лишь к их быстрой и безвременной кончине. В-третьих, переговоры с ними напрямую в качестве представителей своих регионов – именно то, чего два года безуспешно добивается Кремль, утверждающий, что «не является стороной конфликта».

В следующем публичном выступлении Надежда призвала всех участников боевых действий отказаться от собственных льгот. Начинание интересное, но учитывая, что сама Надежда де-факто была дезертиром (ушла сражаться в «Айдар», бросив собственную военную часть, но довольно быстро попала в плен), у многих может вызвать неприятие.

Позже она заявила, что боевиков необходимо амнистировать. В целом, об этом можно было бы дискутировать – понятно, что это будет фундаментальным условием любых переговоров. Но аргументация у Савченко оказалась убойной: мол, «потому что там много парней дурных, которые просто пошли популять». Похвалила она и лидера луганских террористов Плотницкого – мол, не такой он и плохой, в плену нормально обращался.

Наконец, Надежда заявила, что стране нужны перевыборы парламента.

Таким образом, из четырех нашумевших реплик Савченко три могли бы принадлежать Виктору Медведчуку, и одна – Юлии Тимошенко. Печально.

Замена состава ЦИК

Разбавим материал хорошей новостью. Президент Украины Петр Порошенко подал в парламент два представления: об увольнении 12 членов ЦИК и о назначении новых 11 (еще одна кандидатура – зазор для согласования). Таким образом, есть надежда, что подзасидевшийся состав Центризбиркома все-таки уйдет на ротацию. Парламент обещает рассмотреть представления к 16 июня.

Свалка национального масштаба

Во Львове продолжается скандал из-за пожаров на мусорной свалке в пригороде. Мэр города Андрей Садовый призвал президента и премьер-министра объявить оную свалку зоной экологического бедствия и попросил Минрегионстрой ускорить согласование проекта по ее рекультивации. В ответ Президент не удержался от «шпильки» и попросил мэра облцентра не политизировать проблему вывоза мусора в городе. Но все же собрал срочное совещание экологов и «чрезвычайщиков», приказав срочно ликвидировать пожар.

Не политизировать, впрочем, уже не получится. В четверг оппоненты Садового, в первую очередь из националистических партий, устроили беспорядки в горсовете Львова и митинги – рядом с ним. Требования те же: потушить и разобрать свалку. Что сейчас, объективно, совсем не в мэрских силах.

Обстрелы и ОБСЕ

На линии разграничения в середине недели началось сильное обострение. Со стороны террористов заработала крупнокалиберная артиллерия, ведущая огонь из Донецка по его пригородам, контролируемым украинской армией. В свою очередь, сепаратисты заявляют об обстрелах Донецка украинскими силами и вызванных ими разрушениях жилой застройки.

Вместе с тем, террористы развернули кампанию провокаций против миссии ОБСЕ. Так, был задержан и обвинен в шпионаже на Украину их водитель. Впоследствии его отпустили, но задержали бывшего директора программ по чрезвычайным ситуациям гуманитарной организации Mercy Corps Ukraine Оксану Микитенко, обвинив… в работе на ЦРУ и в том, что благотворительная организация доставляла гуманитарную помощь без санкции Плотницкого. Также боевики сбивали дроны ОБСЕ, что глава миссии Александр Хуг расценил, как прямую атаку на мандат организации.

Похоже, кому-то – даже не в Донецке и Луганске, а, скорее, в Москве – очень не нравится перспектива возможного расширения миссии от мониторинговой до крупной полицейской – с контролем над украинско-российской границей. Во всяком случае, на предлагаемых сейчас условиях.

Виктор Трегубов, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО