Коллапс или взрыв: сможет ли власть справиться с растущей социальной напряженностью?

Александр Радчукполитолог

В новейшей истории Украины произошло как минимум 3 масштабных акции общественного сопротивления действиям власти, что привело к существенным изменениям в политическом развитии государства. Ежедневно в столице и в регионах происходят десятки акций протеста различной направленности и масштабов. Политические партии и их лидеры часто используют общественные настроения недовольства теми или иными действиями власти и для повышения собственных рейтингов устраивают различные акции протеста.

Стоит отметить, что ни один масштабный протест украинцев, который в дальнейшем завершился революционными изменениями в обществе, не имел под собой именно экономических предпосылок. Майдан-2004-2005, как и Революция Достоинства 2013-2014, были реакцией на действия властей в политической плоскости. В первом случае причиной стали фальсификации результатов президентских выборов, во втором – отказ подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС. И в то же время ни разу именно уровень жизни и экономические затруднения не становились главными факторами протестных настроений украинских граждан. Ни «налоговый Майдан» в 2010-м, ни «валютный Майдан» в 2014-м, ни «тарифный Майдан» в 2015-м не были поддержаны широкими слоями общества, что исключило любое дальнейшее углубление революционных процессов.

Эксперты называют разные причины такого отношения украинцев к экономическим проблемам: одни считают, что среди большинства слоев граждан до сих пор сильны патерналистские настроения и отсутствует понимание сути экономических процессов, другие связывают такое положение вещей с отсутствием интегрирующих, вертикальных структур и связей между различными заинтересованными группами граждан. Профсоюзное движение уже давно традиционно ориентируется на действия власти, а политические партии руководствуются только ситуативным электоральным интересом. Союзы, объединения, общественные организации по интересам – все еще слабые игроки в отечественной политической жизни. Первым предвестником подобной интеграции общества «снизу» может быть волонтерское движение, но сейчас оно несколько ослабилось, имеет четкую направленность конкретно на военную сферу, а его лидеры не ставили цели создавать институциональную сеть для возможного «похода в большую политику».

Правда, уже в конце этого года аналитики и социологи предсказывают существенное усиление общественного недовольства как раз на фоне экономических факторов. Падение уровня жизни вместе с ростом коммунальных тарифов, цен и уменьшением покупательной способности может привести к неконтролируемым последствиям. Однако есть и другое мнение: украинцы скорее согласны на «молчаливый протест», который может постепенно привести к кризису неплатежей, отсутствию налоговых поступлений, и как следствие – к коллапсу экономики.

Протестное предчувствие

В послереволюционный период и до декабря 2015 года протестные настроения украинцев выросли незначительно. Так, осенью прошлого года, по данным социологической группы «Рейтинг», 53% украинцев были готовы на протест из-за ухудшения жизни. Этот показатель был на 3% больше, чем в декабре 2013 года, перед событиями Евромайдана. В свою очередь, 28% опрошенных считали, что ради сохранения порядка в стране стоит потерпеть.

Уже в декабре 2015 года, по данным социологического опроса, проведенного КМИС и фондом «Демократические инициативы» им. И. Кучерива, 38% опрошенных считали, что массовые протесты в ближайшее время маловероятны, а 20% вообще были уверены, что протестов не будет.

В целом, около трети украинцев согласны терпеть экономические тяготы. Так, по последним данным опроса Центра Разумкова, более 33% опрошенных граждан готовы еще не более года переживать тяжелую экономическую ситуацию лишь при условии успешной реализации реформ. В то же время 29% респондентов категорически не согласны с такой позицией, ведь уже сейчас находятся в крайне тяжелом материальном положении.

Именно граждане, которые не удовлетворены действиями власти и все экономические проблемы привыкли связывать именно с ней, станут основным объектом для политических спекуляций и будут готовы соблазниться очередными призывами к восстановлению социальной справедливости. Тем более что в этом году как раз экономических факторов, которые будут влиять на кошелек рядового украинца, накопилось более чем достаточно.

Например, согласно данным опроса социологической группы «Рейтинг», проведенного в апреле этого года, среди трех крупнейших факторов, которые волнуют украинцев, – военные действия на Донбассе (57%), коррупция в государственных органах (45%) и безработица (30%). Остальные экономические проблемы, которые беспокоят граждан, – низкий уровень производства, контроль над уровнем цен, падение курса гривны – расположились ниже по списку.

Похоже, что уже осенью именно экономические факторы станут основным «возбудителями» социальной напряженности и возможных акций протеста. Среди них такие факторы:

  1. Рост тарифов. Только за прошлый 2015 год украинцы пережили существенное повышение цен на энергоресурсы (тарифы на газ для населения выросли почти в четыре раза, на теплоснабжение в полтора раза – на 66%, а с 1 марта выросли тарифы на электроэнергию). Правительство Владимир Гройсмана, едва придя к власти, сообщило о существенном повышении цен на газ для населения: начиная с мая конечная цена будет составлять 6879 грн за тысячу кубометров. К концу года также еще раз вырастут тарифы на электроэнергию. Как и прогнозировали эксперты, такое подорожание ресурсов привело к повышению тарифов на тепло и горячую воду сразу на 80%. Если сейчас средняя стоимость горячей воды по Украине составляет около 40 гривен, то после повышения цен на газ тариф может составлять от 72 до 100 грн за 1 кубометр теплой воды.

Именно рост коммунальных платежей может стать наиболее взрывоопасным фактором для власти. И этим непременно воспользуются политические оппоненты. Кроме того, существует еще одна опасность: украинцы, может, и не выйдут на протесты, но платить по таким тарифам им будет просто нечем, а это может привести к коллапсу всей системы ЖКХ в стране.

К тому же, подобными настроениями украинцев могут воспользоваться и за рубежом. Подобный прецедент произошел в прошлом году в Армении, когда значительное подорожание тарифов на электроэнергию привело к массовым беспорядкам на улицах Еревана. А поскольку Армения полностью зависит от поставок электричества из России, кризис удалось решить только после соответствующих переговоров с Москвой.

  1. Рост цен и инфляция. Экономисты констатируют за последний год рост потребительских цен на все группы товаров. В годовом измерении уровень инфляции в феврале 2016 года составил 32,7%. Правда, по другим подсчетам экспертов, инфляция в 2015 году составляла более 50%. Больше всего в течение года увеличилась плата за жилье, воду, электроэнергию, газ – в 2 раза. Цены на продукты питания и безалкогольные напитки за год выросли на 32,7%, на одежду и обувь – на 26,1%, бытовую технику – на 24,3%. В целом, даже в самые трудные периоды, когда на полках ощущался дефицит товаров, а в стране происходила галопирующая инфляция, украинцы не были склонны воспринимать данный фактор как призыв к акциям протестов. И все же он является существенным катализатором общественного недовольства действиями власти.

  2. Девальвация гривны. Само по себе обесценивание гривны является мощным фактором для очередного роста цен и несоответствия доходов украинцев их обычным жизненным потребностям. На фоне низких зарплат дальнейшая девальвация гривны может привести к скрытым протестным действиям – «тенизации» экономики, трудовой эмиграции и т. п. В любом случае, правительство ожидает если не скачкообразного, то постепенного ослабления национальной валюты: так, по прогнозам НБУ, в 2017 году, по оптимистическому сценарию, среднегодовой курс будет составлять 27,2 грн/долл.

Еще несколько важных факторов углубления общественного беспокойства имеют политическое происхождение. Среди них – ситуация на Донбассе, коррупционные скандалы и провал в проведении реформ. Что касается Донбасса и войны с Россией, то эта проблема имеет сразу два вектора угроз – внутренний и внешний. Среди прочего, одной из внутренних угроз является тема необходимости постоянной ротации войск в зоне АТО и связанного с этим процессом объявления следующих волн мобилизации.

Отсутствие прогресса в коррупционных делах против чиновников режима экс-президента Виктора Януковича, постоянные скандалы вокруг действующих политиков и длительная задержка с назначением нового генпрокурора откровенно разочаровывают украинцев в возможности достичь справедливости законными методами. Еще большую депрессию навевает саботаж или отсутствие прогресса в реформах. Особенно провальными оказались судебная и медицинская реформы, неубедительно выглядят и действия властей в отношении налоговой реформы и процесса децентрализации.

Спустить пар

И Кабмину, и Президенту справиться с такими вызовами будет непросто. Тем более, что все имеющиеся компенсаторы тяжелого экономического положения в основном лежат в политической плоскости. Например, анонсированное Минсоцполитики увеличение социальных стандартов на 12% в этом году никак не поможет рядовому украинцу справиться с растущими ценами, тарифами, девальвацией и инфляцией.

Что же может предложить власть, чтобы хоть как-то «спустить пар»?

  1. Безвизовый режим с ЕС. Решение о нем теперь полностью зависит от европейских политиков. Ориентировочно уже с августа этого года украинцы могут получить возможность путешествовать и посещать страны Шенгенской зоны без виз.

  2. Прекращение военных действий на Донбассе. Новость о мире однозначно способствовала бы общему подъему в обществе и позволила бы все силы государства и его граждан сконцентрировать на борьбе с кризисными явлениями в экономике. Правда, даже при самых благоприятных обстоятельствах украинские власти имеет слишком мало рычагов влияния для решения проблемы Донбасса в пользу национальных интересов.

  3. Субсидии. В случае неспособности украинцев платить по новым тарифам, чтобы уберечь страну от коммунального коллапса, властям придется обращаться к международным кредиторам с просьбой пересмотреть условия предоставления траншей. По мнению политических экспертов, предоставление субсидий населению – единственная возможность хоть как-то снизить градус социального напряжения и одновременно сохранить хорошее реноме перед Международным валютным фондом.

  4. Выборы. Речь, прежде всего, идет о досрочных парламентских выборах. В случае роста социальной напряженности они могут стать единственным выходом из ситуации. Правда, выборы не решат экономических проблем, однако снова восстановят доверие к институтам власти, а значит, дадут время для дальнейших непопулярных действий. Однако на этом пути возникает и следующая проблема: те политические силы, которые получат большинство мандатов в следующей Верховной Раде, скорее всего, будут иметь свой особый взгляд на реформирование страны.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО