Реформа школьного образования: нужна ли украинцам 12-летка?

Александр Радчукполитолог

В правительстве Владимира Гройсмана за изменения в образовании отвечает Лилия Гриневич. Она возглавила Министерство образования и науки по квоте «Народного фронта». Впрочем, именно с появлением нового министра эксперты надеются увидеть настоящие изменения в системе среднего образования, с введением которых якобы медлил предыдущий министр Сергей Квит.

Это и неудивительно: Квит действительно имел лучшее видение внедрения реформ в высшем образовании, однако недостаток опыта в среднем звене все-таки сказался. Поэтому, не умаляя его вклада в реформирование сверхважной для развития государства сферы высшего образования, не мешало бы указать на не меньшую значимость и необходимость изменений именно в школе.

Новому министру на самом деле предстоит решить большой спектр задач, ведь реформировать нужно не только всю систему среднего образования, но и изменить подходы и отношение к самому процессу передачи знаний в школе и взаимодействия между учителями, родителями и самими школьниками. Кроме решения технических задач, новых подходов требуют изменения в стандартах и программах преподавания, печать и обеспечение новых учебников. Кроме того, параллельно придется решать вопрос помощи государства по переоборудованию школ в части материально-технического обеспечения. Даже если ремонты учебных заведений, подвоз учеников и материально-техническую базу окончательно передадут в юрисдикцию местных властей, вопроса с поднятием зарплат учителям не избежать именно на центральном уровне. Все эти проблемы придется решать форсированными темпами.

Суть реформы

Фигура министра Лилии Гриневич для многих экспертов еще до ее назначения стала позитивным сигналом того, что будущие изменения в системе среднего образования будут успешными. Именно она была одним из драйверов успешно реализованного проекта по вступлению абитуриентов в вузы – системы внешнего независимого тестирования. И именно Гриневич в нынешнем составе парламента возглавляла комитет по вопросам образования и науки, одним из существенных достижений которого наряду с работой министерства Сергея Квита стало принятие нового закона «О высшем образовании».

Кроме того, комитету не без сложностей удалось рассмотреть, доработать и согласовать с общественностью и новый закон о реформировании среднего образования. Сейчас законопроект ожидает принятия народными депутатами. В то же время в назначении Гриневич на министерский пост эксперты видят и главную угрозу торможения реформы школьного образования. Ведь неизвестно, удастся ли сейчас новому руководителю парламентского комитета и Кабмину наладить такое же плодотворное и результативное сотрудничество, как это было ранее.

Возвращаясь к сути самой реформы, следует указать на ее главную особенность: в Украине могут ввести 12-летнее школьное образование. Тема для Украины не нова: так, в 2010 году нардепы отменили введенную ранее 12-летку, ввели 11-летнюю систему среднего образования и обязательного дошкольного образования. Поэтому реформа так и не была проведена: первый выпуск учеников после 12-летнего обучения должен был состояться в 2013 году.

Сейчас меняется само содержание и подход ко внедрению 12-летнего образования. Стоит также упомянуть, что подобная система – это шаг навстречу европейским стандартам, где учащиеся старших классов имеют возможность быстрее интегрироваться во взрослую жизнь, получив определенную профессию или специальность. В Европе далеко не все ученики старших классов стремятся поступить в университет. Тогда как в Украине за последние 15 лет подобная тенденция превратилась скорее в своеобразный фетиш.

Итак, традиционное школьное образование будет разделено на 3 периода: первый – начальная школа; второй – базовая школа до 9-го класса; третий – профильная школа, которую ожидают наибольшие изменения. В результате реформ у учеников станет больше вступительных экзаменов, ведь для перехода из начального на средний уровень каждый школьник будет проходить тестирование для мониторинга качества полученных знаний. А вот уже следующее ВНО при переходе со второго на третье звено будет иметь целью идентифицировать будущие профессиональные способности ученика, чтобы направить их в нужное русло. Поэтому после 9-го класса абитуриент сможет выбрать себе будущее направление развития: либо общеобразовательное, либо профессиональное. Последнее будет предусматривать трехлетнее обучение в профессиональных колледжах, лицеях, после которых ученики смогут получить определенную профессиональную квалификацию. Тогда как общеобразовательное направление станет более углубленным уровнем профильной подготовки абитуриента к будущему поступлению в университет по определенной специальности. Речь идет о полном переходе старшей школы на профильную подготовку.

По замыслу реформаторов, такой сценарий позволит решить еще одну серьезную проблему: загруженность учебных программ средней школы. Новый закон «Об образовании» должен уменьшить количество предметов, а некоторые дисциплины или перейдут к более углубленному учебному плану профильного образования, или будут объединены и сокращены. Учителям до 3-го звена дадут больше автономии в определении объемов материала, который должны усвоить ученики, и способов его подачи.

Речь пойдет о введении новых стандартов преподавания и добровольной переквалификации учителей. По мнению экспертов, важным этапом реформы, который закрепит ее успех, должен стать и новый подход к оплате труда учителей. Министерство образования и науки должно провести существенную информационную подготовительную кампанию, в которой доступно донести обществу мнение о том, что советские времена прошли, а профессия учителя – это такая же сервисная услуга, как и полицейского, врача, пожарного, военного, госслужащего. То есть она должна быть достойно оплачена не по остаточному принципу «зарплат для бюджетников», а именно с позиций государства и общества, которые заботятся о качественном образовании для своих потомков.

«За» и «против»

Реформа не сдвинется с места без принятия закона «Об образовании». Сейчас в Министерстве осторожно говорят о сроках запуска реформы. Если Верховная Рада примет закон в ближайшие месяцы, то уже с 2018 года заработает реформа начальной и старшей школы. Тогда как реформа средней школы начнется еще позже – с 2019-2020 годов.

Дело в том, что для ее успешной реализации нужно выполнить ряд подготовительных работ. Во-первых, это подготовка новых учебных планов. Во-вторых, разработка и печать новых учебников. В-третьих, перераспределение финансирования со стороны государства с уклоном именно на дошкольное и среднее образование. В-четвертых, необходимо провести масштабную информационную работу в обществе, объяснить суть изменений и преимущества новой системы.

Сторонники более длительного обучения в школах указывают на то, что нынешнее украинское среднее образование просто не успевает за современными экономическими вызовами. Ключевой тезис – информации в мире уже столько, что расширять учебные планы, вводить новые предметы и нагружать учеников дополнительными часами обучения каждый день бесполезно. При нынешних обстоятельствах развития информационной эры невозможно создать прототип «всеобъемлющих универсальных знаний». В свою очередь, именно за специализацией и индивидуальной работой видится будущее отечественного образовательного процесса.

Противники 12-летки указывают на то, что сама суть образовательного процесса не изменится, зато увеличится срок пребывания ученика в школе, что не будет носить никакой пользы для его будущего становления как специалиста. Мол, ученикам нужно давать меньше теоретической нагрузки и быстрее интегрировать их в общество путем предоставления практического опыта. И чем быстрее человек поймет, чем планирует заниматься, и научится этому, тем раньше из него получится профессионал. Впрочем, именно такую же цель преследуют и в правительстве, планируя проведение образовательной реформы школ. Кроме того, противники 12-летней школы указывают на подорожание самого процесса обучения: мол, профессиональное качественное образование будет не по карману детям из малообеспеченных семей.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО