Зубко: подготовку префектов тормозит Верховная Рада

«Слово и Дело» продолжает серию публикаций, посвященных годовому отчету правительства. Во второй части разговора с Геннадием Зубко агентство расспросило министра, как реализуются некоторые его обещания, в частности те, что касаются формирования института префектов и центров поддержки реформ. Первую часть интервью с вице-премьер-министром – министром регионального развития читайте по ссылке.

В конце января Вы заявили о том, что до конца года будет разработан законопроект «О префектах». Ранее нардеп Юрий Луценко говорил, что он будет принят в декабре 2015 года, однако до сих пор проект закона даже не подан в парламент. В чем задержка?

Этот проект в первую очередь базируется на изменениях в Конституцию в части децентрализации, и поэтому мы можем его представить и получить экспертное заключение только после того, как будут конституционные основания для его принятия. Этот проект закона опубликован на сайте Министерства регионального развития, его все могут посмотреть, и вообще это то, что работает во всех странах Европы: во Франции, в Польше, в других странах.

Это лицо (префект – Ред.), которое не просто осуществляет контроль над теми решениями, которые принимаются местным самоуправлением. Контроль за соблюдением Конституции, за соблюдением прав и свобод граждан, за тем, чтобы выполнялись те функции, которые возложены государством на местное самоуправление. Это и образование, и здравоохранение – это те вещи, которые касаются социальной защиты. Поэтому закон «О префектах» будет принят. Он уже проговорен, он уже имеет поддержку от Европейского Союза, и от наших международных консультантов. Это то, чего мы ждем для того, чтобы начинать уже готовить этих людей. Потому что мы уже имеем на сегодняшний день договоренности с правительством Франции по поводу поддержки учебного процесса префектов, так как наиболее развит этот институт именно во Франции.

Какие требования к будущим префектам? Готовится ли уже кадровый резерв?

Во Франции префектом может стать человек, который имеет не только юридическое образование, который имеет очень большой опыт государственного управления, который прошел службу в органах местного самоуправления, имеет опыт работы в местном самоуправлении. То, что мы увидели, – это человек старше 40 лет минимум, но это человек, который пользуется большим авторитетом и уважением среди той общины, в которой он будет работать. Поэтому мы готовы начинать отбор людей, мы готовы их готовить, обучать. Также, как и готовы приступать практически к обучению и глав объединненых территориальных общин.

Вы обещали, что в Киеве будет создан Центр поддержки реформ, а впоследствии подобные центры появятся и в регионах. Как обстоят дела с этим?

В прошлом году мы создали Департамент регионального развития Министерства и таким образом мы сделали так, что мы помогли разработать стратегию в каждом регионе – куда ему развиваться и каким образом ему конкурировать с другими областями и каким образом привлекать инвестиции. В прошлом году с помощью Ассоциации городов Украины мы ввели уже открытие 25 офисов поддержки реформ на местах, и ​​благодаря именно этой работе местных администраций, местного самоуправления и офисов поддержки реформ нам удалось утвердить перспективные планы объединения общин и удалось практически объединить 159 первых общин, которые уже прошли выборы, которые уже работают и которые с 1 января получили прямые взаимоотношения с Государственным казначейством вне решения областного и районного советов. Это прямые бюджетные взаиморасчеты. И поэтому этот концепт был очень удачным.

В этом году мы ввели решение правительства о том, чтобы ввести одну дополнительную должность заместителя главы облгосадминистрации, который будет заниматься только реформами децентрализации. А на помощь ему, мы как раз подписали меморандум о том, что создан центральный офис поддержки реформ, в котором будут несколько экспертов: по правовой помощи, по местному бюджету, по лучшим инвестиционным проектам, по открытию центра предоставления услуг, по планированию территорий, по социальным вопросам, по образованию, по здравоохранению... Потому что практически все эти направления нужно реформировать.

В каждом регионе открывается такой же офис, с такими же экспертами, который подчиняется непосредственно Киеву и может ответить непосредственно как местному самоуправлению, так и местным администрациям, так и объединенным территориальным громадам, которые только объединились и готовятся к объединению, ответить на все вопросы, решить те проблемы, которые возникают. Почему? Потому что реформа очень сложная, и говорить о том, что мы имеем ответ сегодня на все вопросы, которые возникнут завтра, – этого нельзя сказать. Реформа уже, так сказать, спустилась на землю, она не только лежит на бумаге, и поэтому сегодня вопросы возникают. Практика показала, что мы совместно решили все те проблемные вопросы, перед Новым Годом вместе с Верховной Радой и приняли очень много законопроектов, которые решали и вопросы финансирования, и вопросы поддержки, и вопросы вообще утверждения перспективных планов. Поэтому я думаю, что эта работа будет продолжена. Но самое главное, что эти офисы должны помогать создавать новые объединенные территориальные громады. И именно через них мы будем уже, кроме того, что в Киеве будем учить людей, будем учить людей на местах.

Беседовала Алина Костюченко, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО