Над чем на этой неделе будет работать Рада? Обзор законопроектов парламента

Очередная пленарная неделя начинается с долгожданного годового отчета правительства. Сегодня решится дальнейшая судьба Украины на будущий полугодовой период – имеется в виду, состоятся ли выборы уже весной этого года, или все таки ждать их уже осенью. Большинство экспертов сходятся во мнении, что, скорее всего, несмотря на то, что Кабмину действительно похвастаться нечем, его агония будет продлена еще на год. А вот доработает ли он этот год – это уже другой вопрос.

Хорошей платформой для пиара станет постановление об обращении Верховной Рады Украины к парламентам иностранных государств, парламентских ассамблей международных организаций по осуждению агрессии Российской Федерации против Украины №4042, ведь никаких практических вещей оно не несет – кроме возможной актуализации в международной среде темы российской агрессии. В то же время это станет хорошим поводом для всех политических сил еще раз напомнить, как сильно они любят Украину.

К сожалению, несмотря на официальную риторику «Блока Петра Порошенко» о необходимости социальной защиты населения, а также воинов АТО и членов их семей, сам Порошенко, похоже, не настроен воплощать в жизнь эти тезисы. Так, под его вето попали проекты законов о внесении изменений в закон Украины «О жилищно-коммунальных услугах» относительно начисления субсидий пенсионерам и инвалидам (р. №2676) и о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно повышения уровня социальной защиты военнослужащих и членов их семей (р. №2406). Законопроекты предлагают, соответственно, расширение перечня лиц, имеющих право на получение субсидий на пенсионеров и инвалидов, независимо от того, работают они или нет, и увеличение размера выплат воинам АТО в случае получения инвалидности и членам семьи воина – в случае его гибели. С одной стороны, эти проекты законов, конечно, с самого начала были популистскими, ведь у государства объективно нет средств на их воплощение. С другой – следует обратить внимание, что государство в лице Президента экономит не на том...

Также Президентом Украины внесены на рассмотрение парламента и определены как первоочередные законопроекты, которые, как отмечается в названии, входят в пакет законопроектов, необходимых для реализации Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины. Это законопроекты «О внесении изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы Украины относительно выполнения рекомендаций, содержащихся в шестом докладе Европейской Комиссии о выполнении Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины, относительно усовершенствования процедуры ареста имущества и института специальной конфискации» (р. №4054), «Проект закона о внесении изменений в закон Украины «О прокуратуре» относительно обеспечения прозрачности в организации деятельности Специализированной антикоррупционной прокуратуры с целью выполнения рекомендаций Международного валютного фонда» (р. №4055) и «Проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по выполнению рекомендаций, содержащихся в шестом докладе Европейской комиссии о выполнении Украиной Плана действий по либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно усовершенствования принципов деятельности Национального агентства Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений» (р. №4056). Обобщая направленность всех трех законов говорит о том, что Президент исправляет ошибки, допущенные Верховной Радой при принятии предыдущих законов, направленных на реализацию безвизового режима.

Внесенные предварительным законами изменения не в полной мере соответствуют предоставленным Украине рекомендациям ЕС, содержащимся в пятом докладе Европейской комиссии о прогрессе Украины в выполнении Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины, а также не обеспечивают реализацию рекомендаций Международного валютного фонда, рекомендаций ФАТФ. То есть украинская власть получила «нагоняй» от западных партнеров за качество проводимых реформ и теперь быстренько пытается их исправить.

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гармонизации законодательства в сфере предотвращения и противодействия дискриминации с правом Европейского Союза)» (р. №3501) можно выделить как действительно необходимый для полной реализации задач второго этапа выполнения Плана действий по либерализации ЕС визового режима для Украины – в отличие от целого ряда законов, которые были названы элементами отмены безвизового режима, хотя не имели к нему никакого отношения.

Проект направлен на четкое определение всех форм дискриминации, в настоящее время находящихся за пределами правового регулирования. Предлагается отменить уголовную ответственность за дискриминацию (прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных привилегий), и заменить ее ответственностью административной. Указанные изменения обеспечат пропорциональность и соразмерность ответственности за нарушение законодательства в этой сфере и значительно упростят процедурный механизм рассмотрения судами дел по фактам дискриминации.

Проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно уменьшения административной нагрузки на субъекты хозяйствования» (р. №3136) авторства народных депутатов Соловья Ю., Дубиля В., Кираля С., Кривошеи Г. и Галасюка В. призван облегчить тяжелую жизнь отечественных предпринимателей путем упрощения некоторых бюрократических процедур. Предлагается:

– упростить порядок перевода помещений из жилого фонда в нежилой и наоборот; – упростить процедуру предоставления разрешения на перепланировку помещений; – минимизировать объем сведений Единого государственного реестра, которые имеют закрытый характер; – уменьшить размер платы за предоставление выписок, справок и выписок из Единого государственного реестра в электронной форме; – упростить условия регистрации юридических лиц, в частности в части отмены обязанности предоставления оригинала решения о создании юридического лица; – конкретизировать порядок принятия решений об отказе в выдаче и аннулирования документа разрешительного характера; – ввести персональную ответственность руководителей разрешительных органов за правомерность и обоснованность принятия таких решений; – оптимизировать чрезмерно сложную и обременительную процедуру получения лицензий и устранить возможности для злоупотреблений со стороны должностных лиц лицензионных органов, в частности по неупорядоченности оснований для отказа в выдаче лицензии и т. д.

Законопроект №1297 авторства народных депутатов-членов комитета по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности Кожемякина А. и Паламарчука М. уже не первую неделю находится на повестке дня, но ни разу так и не рассматривался. Суть проекта проста – лишать гражданства Украины лиц, совершивших преступление против ее национальной безопасности. Проблема в другом: указанное в корне противоречит Конституции Украины и взятым Украиной международным обязательствам. Нельзя лишить человека гражданства, гражданство можно только потерять, получив гражданство другой страны. Однако кто знает, возможно, после пренебрежения регламентом депутаты начнут пренебрегать Конституцией? Проект №1297 будет «лакмусовой бумажкой» этого явления.

Проект закона о внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам национальной безопасности (р. №2470), поданный Кабинетом министров Украины, направленный на приведение актов законодательства в соответствие с изменениями, которые произошли в военно-политической обстановке в мире и регионе вокруг Украины. Конкретизируются основания для введения правового режима военного положения, уточняются понятия военного конфликта и военного положения. Закон необходим для поддержания обороноспособности государства в условиях военной агрессии на востоке Украины.

Проект закона о внесении изменений в закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» (относительно дополнительного источника финансирования создания жилищного фонда социального назначения) (р. №1890) народного депутата Марченко предлагает государству реализовать свои социальные обязательства за счет частного сектора, а именно – обязать застройщиков в рамках долевого участия в развитии инфраструктуры города финансировать еще и строительство социально жилья, что, конечно же, спровоцирует рост цен жилья для населения. Но есть основания полагать, что лоббисты крупных застройщиков не дадут этому законопроекту пройти даже первое чтение.

Решили депутаты на этой неделе заняться и вопросом печально известной реструктуризации валютных кредитов. Напомним, в июле прошлого года парламент уже голосовал за законопроект о реструктуризации обязательств по кредитам в иностранной валюте (р. №1558-1), который лоббировал «финансовый Майдан». Но Президент наложил на него вето, что в свою очередь было жестким требованием МВФ. Сейчас планируется внести в зал проект закона о финансовой реструктуризации (р. №3515), который в целом выполняет только одну функцию. Показательную. Ведь по сути он не решает вопрос фактической реструктуризации валютных кредитов, а лишь создает рамочные условия добровольной реструктуризации. Причем в законе не указывается, что кредитная организация должна идти на такую ​​реструктуризацию по заявлению должника.

Кроме того, процесс реструктуризации слишком забюрократизирован. Создается наблюдательный совет, секретариат, арбитраж, причем, непонятно, кто будет нести расходы за их содержание. Расходы на оценку проблемных активов возлагаются на должников и не совсем понятным остается вопрос, каким образом должники, у которых нет денег платить кредиты, найдут деньги на оценку. В проекте закона не определен и порядок оценки рисков банками таких реструктурированных кредитов, и пока НБУ не внесет соответствующие изменения в свои нормативные акты, такая реструктуризация будет требовать автоматического увеличения капитала банков для покрытия рисков. И где взять эти деньги, авторы законопроекта тоже не указывают. Непонятно, что именно будет предусмотрено в Налоговом кодексе по таким операциям. Это может быть проблемой для кредитора.

Проект закона №2724 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно создания Государственного дорожного фонда Украины» авторства Вадатурского А. и других депутатов из правящей коалиции, внесенный в парламент в апреле прошлого года, уже длительное время пылится в комитетах. Как бы иронично это не звучало, но если абстрагироваться от ситуации на востоке страны, данный документ предлагает уделить внимание двум уже традиционным для нас проблемам. И если в краткосрочной перспективе решить вопрос с непременно фольклорными героями – задача практически невыполнимая, то вопрос приведения покрытия автодорог хоть в более или менее проездное состояние – уже более решаем и крайне актуален. Ведь ни для кого секрет, что по европейским меркам большая часть автодорожной сети страны находится в аварийном состоянии, что угрожает транспортным коллапсом.

Авторский коллектив документа предлагает создать в рамках Государственного бюджета Украины отдельный Государственный дорожный фонд и предусматривают источники его наполнения без дополнительных затрат граждан. На сегодня все средства от акцизного сбора направляются в общий фонд Бюджета и могут не использоваться по назначению, то есть на ремонт и строительство дорог, или используются по остаточному принципу. Создание Фонда должно обеспечить целевое использование средств только на нужды строительства, содержания и ремонта дорог.

Также в ближайшее время парламент уделит внимание доработанному правительственном законопроекту «Об образовании» (р. №3491). Данный документ уже согласован профильным и смежными министерствами. Законопроект вводит ряд новаций в сфере образования, среди которых уместно остановить внимание на финансовой части. В частности, уменьшается размер бюджетных ассигнований на образовательную сферу с 10 до 7 процентов ВВП; предполагается 12-летняя программа общего среднего образования; ожидается обязательная необходимость прохождения педагогическими работниками государственной сертификации; сохраняется проведения ВНО; законодательно закрепляется бесплатный подвоз к местам обучения и домой детей, проживающих в сельской местности (что в условиях оптимизации сельских учебных заведений является достаточно острой проблемой для сельских семей) декларируется бесплатное обеспечение общежитиями учащихся, получающих профильное среднее образование; отмечается на общественном самоуправлении в системе образования, создается институт государственно-частного партнерства в сфере образования.

Вместе с тем, документ переполнен малопонятными терминами, которые не определены в действующем законодательстве и содержание которых не всегда раскрыто предписаниями проекта, существуют другие недостатки технико-юридического характера. Парламентский комитет по вопросам науки и образования выступил с позицией о необходимости направления документа на доработку и вынесение на повторное первое чтение. Кроме этого, общественность достаточно резко отреагировала на эту законодательную инициативу. Так, более 640 тысяч педагогов выступили против принятия законопроекта в действующей редакции. Профсоюз работников образования и науки Украины отмечает, что законопроект подан на рассмотрение парламентариев без согласования и всеукраинскими профсоюзами, и их объединениями и выражает протест законопроекту, нормы которого будут ухудшать и сужать содержание прав и свобод педагогов по сравнению с действующим законом.

Судя по всему, на пленарной сессии Рады будет также решаться судьба законопроекта №3743 «О дополнении ст. 1 закона Украины «Об общегосударственной целевой программе передачи общежитий в собственность территориальных общин на 2012-2015 годы», разработанный народными депутатами Шиньковичем А., Бабак А. и Марченко А. Документ имеет целью дополнить указанный в его названии закон лишь одним предложением: «Эта Программа действует до завершения осуществления предусмотренных ею мероприятий или утверждения новой программы». Речь идет о продлении общегосударственной целевой программы передачи общежитий в собственность территориальных общин, которая была разработана на 2012-2015 годы. В результате ее выполнения в собственность территориальных общин должны быть переданы 1058 общежитий, находящихся в государственной собственности общей площадью 2457,82 тыс. кв. метров. Однако из-за недостаточности финансирования, программа не получала достаточного внимания со стороны власти, не финансировалась – а значит и не была выполнена: большинство общежитий в собственность территориальных общин переданы так и не были. Формально срок ее действия завершился 31 декабря 2015 года. Продолжение программы создает юридическую основу для обитателей общежитий реализовать предоставленное им право приватизировать комнаты, в которых они проживают на законных основаниях более 5 лет.

Наверное, каждый из нас хоть раз в жизни оказывался в ситуации, когда на участке прохода к водному объекту или побережья в месте традиционного отдыха или любительского рыболовства достаточно неожиданно и странным образом появлялись заборы и ограждения, которые становились непреодолимым препятствием свободному доступу к природным объектам. И вот, наконец, эта проблема, без преувеличения имеющая массовый характер, в очередной раз может получить логическое решение. Так, в ближайшее время под куполом Верховной Рады во втором чтении должен рассматриваться законопроект №1107 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения беспрепятственного доступа граждан к побережью водных объектов общего водопользования», разработанный внефракционными народными депутатами-мажоритарщиками Левченко Ю., Осуховским А., Ильенко А. и др. Напомним, что все они выдвинуты ВО «Свобода». Их документ предусматривает правовые механизмы ликвидации незаконных ограничений граждан в доступе к водным объектам в рамках общего природопользования и внедряет административной ответственности горе-арендаторов за такие действия.

В целом концепция документа является жизнеспособной и в случае каких-либо мелких споров с арендатором водного объекта была бы полезной среднестатистическому гражданину, который не обладает всеми тонкостями нашего запутанного законодательства. Однако, как и в большинстве случаев нормотворческой деятельности, к сожалению, страдает юридическая техника формирования новых и совершенствование существующих правовых норм. Так, отдельные положения документа не согласуются с положениями законодательства, в которые не вносятся изменения, а некоторые нормы содержат возможность для злоупотребления должностными лицами на местах и даже ​​способствовать развитию коррупции (речь идет об организации и проведении принудительного демонтажа ограждений возле водных объектов).

Кстати, законопроект зарегистрирован еще 28 ноября 2014 года, то есть на следующий день после вступления авторами – новоизбранными депутатами – своих полномочий. Сначала из-за недостатков проект был отправлен на доработку. Судя по всему, такая же судьба его ждет и теперь, однако как будут развиваться события дальше, сможем увидеть в ближайшее время.

Более популистский, чем практический характер имеет внесеный на рассмотрение парламента законопроект №2093 «О внесении изменений в закон «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы (относительно социальной защиты пострадавших)» с подписями Марченко А., Москаленко Я. и ряда других нардепов. Среди прочего, документом предусматривается восстановление первичной редакции статьи второй закона, которая определяет категории зон радиоактивно загрязненных территорий, а также предлагается предоставить право на социальные льготы, одноразовые и периодические выплаты и компенсации членам семьи умершего участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Вводится льготное ежегодное обследование и лечение детей ликвидаторов.

Конечно же, развертывания социальных программ, направленных на защиту интересов незащищенных слоев населения – положительное и вполне проевропейское стремление. Но к такого рода вопросам подходить нужно взвешенно и обоснованно, поскольку, несмотря на все утопические взгляды, экономические возможности не являются неограниченными. Предоставляя льготы одной категории граждан, государство фактически вынуждено или искать пути дополнительного дохода для сбалансирования Бюджета, или сворачивать расходы по другим программам. Эксперты склонны считать устаревшим такой подход в обеспечении социальными гарантиями соответствующих категорий лиц без выяснения их реальных потребностей и подчеркивают необходимость реформирования этой сферы. Социальная поддержка граждан должна осуществляться в рамках единого порядка с установлением общих критериев ее предоставления, а не по отдельным категориям лиц. Основным условием построения надлежащей системы социальной защиты должна служить объективная величина основных социальных стандартов.

Возвращаясь к сути законопроекта, стоит отметить, что реализация предложенных его разработчиками изменений потребует минимум дополнительных бюджетных расходов, величина которых колеблется в пределах 500 млн грн в год. Однако авторы законопроекта не вносят предложения по оптимизации Бюджета ни путем сокращения его расходов, ни указанием источников дополнительных поступлений для достижения сбалансированности, что существенно уменьшает шансы документа на принятие.

Особого внимания на этой пленарной неделе заслуживают также такие проекты законов: о внесении изменений в закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование (по урегулированию сбора с ювелирных изделий)» (р. №1910) авторства Продан А. и Кужель А., которые предлагают снизить ставку сбора на обязательное государственное пенсионное страхование с 10 до 1 процента от объекта налогообложения. Каким образом Бюджету будут компенсированы потери, в пояснительной записке не указывается. Так же, как и не указывается, имеет ли моральное право государство, лишающее школьников бесплатных обедов, создавать преференции для различных отраслей экономики; о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поддержки отечественной металлургической отрасли (р. №2031) от авторского коллектива во главе с Ляшко О. Законопроект предлагает ограничить экспорт отечественного металлолома 20 процентами от двойных объемов его внутренних продаж за последние 3 месяца. Это будет способствовать удешевлению металлолома для украинских предприятий и, соответственно, увеличению их рентабельности; о внесении изменений в раздел 20 (Переходные положения) Налогового кодекса Украины (относительно особенностей налогообложения операций по ввозу на таможенную территорию Украины и поставки на таможенной территории Украины деревообрабатывающего оборудования для возрождения промышленного производства) (р. №2617) от авторского коллектива во главе с тем же Ляшко. Предлагается до 1 января 2017 года освободить от налогообложения налогом на добавленную стоимость операции по ввозу на таможенную территорию Украины и поставке на таможенной территории Украины деревообрабатывающего оборудования.

С целью улучшения инвестиционного климата в Украине в сессионный зал будет внесен проект закона о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отмены обязательной государственной регистрации иностранных инвестиций (р. №2763), целью которого является отмена процедуры регистрации иностранных инвестиций. Согласно ему, инвестор должен будет подавать только статистическую отчетность по инвестициям, которые он осуществляет.

Николай Мельник, Сергей Назаренко, Александр Григоренко, аналитическая группа «Левиафан»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО