Новогодние праздники – традиционно период политического затишья. Политики подводят итоги, работают над ошибками, подсчитывают поражения и победы. Впрочем, нынешний рубеж 2015-2016 ознаменовался небывалым партийным подъемом: особенно следует отметить количество знаковых заявлений и политических акций. И пока парламентские партии продолжают коалиционные торги, другие политические силы пытаются найти «своего» избирателя, который все чаще ищет альтернативу из-за разочарования политическими и экономическими реалиями послереволюционного периода.
Ярким свидетельством неотвратимых изменений в политической жизни стали результаты местных выборов-2015. Особо следует отметить появление новых партий, которые быстро завоевывают популярность среди украинцев. Выборы продемонстрировали и изменения в балансе среди парламентских политических сил. Некоторые электоральные ниши формально остаются пустыми. Формально – потому что почти каждая украинская партия пытается привлечь избирателя как можно более широким перечнем идеологических постулатов, конкурируя за каждый голос любыми методами. Например, после запрета КПУ до сих пор не появилась мощная «левая» политическая партия. Зато «Батькивщина» с легкостью подхватила «левацкую» по своей сути идею о снижении тарифов для населения, улучшив таким образом свои электоральные возможности.
Расставить все точки над «і» могут внеочередные парламентские выборы, вероятность проведения которых эксперты не исключают в этом году. Именно в ожидании этого события и будут происходить все знаковые события в партийной жизни.
«Старая гвардия»
Похоже на то, что окончательно побить горшки политическим силам, которые сейчас составляют коалиционное большинство в парламенте, мешает только позиция западных партнеров из ЕС и США. Уже в конце 2015 года все участники коалиции заявили о своей готовности идти на досрочные парламентские выборы. Формальный повод – возможность отставки Кабмина во главе с Арсением Яценюком и переформатирование правительства. «Я согласен, что недоверие к правительству формирует несоответствие заявлений и реальности. Как из этого выйти? Во всем мире из этой ситуации выходят одинаково: либо изменения в правительстве, которые дадут ему большую эффективность, или перевыборы и формирование новой коалиции и нового правительства. Мы готовы и к одному, и к другому», – заявил лидер фракции «БПП» Юрий Луценко во время телевизионного выступления. Впрочем, пока ни отставки правительства, ни выхода из коалиции одного из ее участников так и не произошло.
Среди нынешних парламентских партий значительно улучшить свой электоральный результат сможет «Батькивщина». На внеочередных выборах в парламент в 2014 году эту политическую силу поддержали 5,7% избирателей, тогда как в 2015 году во время местных выборов – уже 19,1%. «Батькивщина» стала второй партией после «БПП» по количественому представительству депутатов на местном уровне. Эксперты считают, что больше всего поддержки партия набирает среди разочарованных избирателей «Народного фронта».
В «БПП» ситуация сложнее. С одной стороны, эта политсила имеет наибольшую парламентскую фракцию и пока что самые лучшие электоральные позиции среди участников коалиционного соглашения. Однако «БПП» имеет существенный недостаток: каждая ошибка или вероятность таковой у Главы государства ложится грузом и на рейтинг пропрезидентской партии. Впрочем, пока весь удар негатива из-за пробуксовывания с реформами в стране принимает на себя Кабмин и премьер-министр Яценюк, сногсшибательного снижения рейтингов «БПП» не ожидается.
Срочно менять электоральную стратегию нужно «Самопомощи». Пока что политсила не слишком растеряла свой рейтинг, однако по сравнению с результатами 2014 года постепенно теряет позиции. Прежде всего это связано не с разочарованием среди избирателей (ведь избиратели «Самопомощи», вероятнее всего, не ожидают «быстрых результатов»), а с отсутствием потенциала к расширению электоральной базы. Из сложившейся ситуации есть 2 выхода: либо остаться на том же уровне, грамотно демонстрируя постепенные положительные результаты, либо прибегнуть к популизму, ярким медийным кампаниям, чтобы привлечь большее количество избирателей.
Претенденты на 5-процентный барьер
Не менее 6 политических сил будут иметь реальные шансы стать парламентскими в случае проведения досрочных выборов в Верховную Раду в этом году. Некоторые из них впервые примут участие в парламентских выборах – это «УКРОП» и «Видродження». Иные уже были в большой политике, однако потеряли парламентский статус – это ВО «Свобода», «Аграрная партия».
Последняя запомнилась организацией громких предновогодних акций протестов аграриев. Перекрытие главных автомобильных дорог сельскохозяйственной техникой и пикеты аграриев в областных центрах и столице создали мощный медийный эффект. Был выбран очень удачный месседж: защита экономических интересов отечественного малого и среднего аграрного бизнеса. Поводом стало желание правительства и парламента отменить в Бюджете на 2016 год спецрежим НДС для сельхозпроизводителей. Мол, накануне вступления в силу Соглашения об ассоциации и открытия европейских рынков для украинской продукции в ЕС требуют создать для фермеров равные рыночные условия. В «Аграрной партии» с этим не согласны и настаивают на том, что спецрежим НДС – это пока что единственный способ для развития отрасли, приводя в пользу этого ряд аргументов. В то же время народный депутат Сергей Лещенко в своем блоге также прореагировал на акции аграриев, доказывая, что это обычный лоббизм для сохранения льготных условий ведения бизнеса. В дополнение, Лещенко в своем материале продемонстрировал впечатляющую роскошь одного из самых богатых аграрных бизнесменов Юрия Косюка, таким образом намекая на необоснованность требований украинских сельхозпроизводителей.
А еще в 2016 году следует ожидать появления нескольких новых политических проектов, которые могут сразу попасть в Верховную Раду на волне народной поддержки и успешного медийного позиционирования. Речь идет о возможности создания партий во главе с Михеилом Саакашвили и Дмитрием Ярошем.
С легкой руки главы Одесской ОГА в конце декабря в Киеве состоялся грандиозный антикоррупционный форум. Его участники публично открещивались от идеи создания новой политической силы, однако совершенно очевидно, что такая перспектива более чем реальна. К тому же, у будущей партии, кроме новых лиц и объединяющей общенациональной идеи борьбы с коррупцией, есть еще одно преимущество: ей не окажут никакого сопротивления на Банковой. Именно новая партия во главе с Саакашвили может стать надежным партнером «БПП» в новом созыве Верховной Рады.
Гораздо загадочней выглядит заявление бывшего лидера партии «Правый сектор», народного депутата Дмитрия Яроша о сложении своих полномочий проводника и выходе из ее рядов. Об этом он сообщил в конце декабря, сразу объявив о создании новой политической силы. В своем заявлении Ярош обосновал свой шаг тем, что «ПС» – это инструмент и детище революционной борьбы, а вот в политической игре нужны другие методы достижения целей. По мнению экспертов, такой шаг связан с необходимостью расширить электоральную нишу для самого Дмитрия Яроша, ведь «Правый сектор» из-за своей слишком радикальной позиции такой возможности не давал. Более того, «ПС» становится постоянным источником полукриминальных разборок и политических скандалов: летом 2015 года произошел неприятный инцидент со стрельбой в Мукачево, уже в первые дни нового года – похожая по своей сути ситуация повторилась на горнолыжном курорте «Драгобрат». Формально отгородившись от «ПС», Ярош пытается занять правую патриотическую нишу, на которой достойную конкуренцию ему может составить разве что ВО «Свобода».
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».