Похоже, постоянные ссоры и противостояния между политиками переходят на новый уровень. Вскоре народные избранники и нанятые народом чиновники будут не просто драться, обливать друг друга водой и устраивать публичные ссоры, но и на эмоциях начнут применять оружие или что-то наподобие этого. 2015 год стал рекордным на разного рода политические ссоры. Почти каждую неделю кто-то из чиновников доказывает визави собственную позицию путем физического воздействия. Вспомним: то у кабинета Гройсмана подрались Александра Кужель и Андрей Тетерук, то народный депутат Владимир Парасюк непосредственно во время заседания парламентского комитета ногой в спину ударил начальника Главного управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ Василия Писного, то нардеп от «БПП» Олег Барна начал силой оттаскивать премьер-министра Арсения Яценюка от трибуны во время его выступления в сессионном зале парламента. И это далеко не весь перечень скандалов, произошедших в течение 2 последних месяцев.
Конечно, по каждому из подобных конфликтов есть определенные обстоятельства, которые побудили его участников перейти к публичной вражде с применением силы. Последний скандал – словесная перепалка между председателем Одесской ОГА Михеилом Саакашвили и министром МВД Арсеном Аваковым на заседании Национального совета реформ – не на шутку взволновал общественность. Интриги этому событию придает тот факт, что во время ссоры присутствовали Президент Петр Порошенко и премьер-министр Арсений Яценюк. И если последний стал на сторону своего соратника и коллеги по правительству, то Глава государства сберег нейтралитет. Удастся ли пропрезидентской и пропремьерской командам найти общий язык, или украинцев ожидает очередной раунд многомесячной политической турбулентности?
Вместо хлеба – одни зрелища
О необходимости сохранения единства и в коалиции, и в действиях власти ради противостояния российскому агрессору и проведению реформ уже дважды за последние 2 недели публично заявляли вице-президент США Джо Байден во время своего визита в Украину и глава представительства Европейского Союза Ян Томбинский. Впрочем, у представителей каждого из политических лагерей – своя правда. Пропрезидентская команда винит в коррупции и низком темпе реформ Кабмин и Арсения Яценюка, тогда как их самые крупные партнеры по коалиции – нардепы из фракции «Народного фронта» и министры по квоте этой политической силы в Кабмине – считают все обвинения неуместными, при этом шантажируя коллег по парламентскому большинству громким демаршем в случае попыток отставки правительства.
Фактически такая же фабула лежит и в сюжете конфликта между Саакашвили и Аваковым. Подробности публичного спора сперва были озвучены нардепом от «БПП» Сергеем Лещенко, который стал свидетелем неприятного диалога двух чиновников. По его словам, после того, как Саакашвили выступил с докладом, в котором обвинил главу правительства в коррупции, Аваков выразил к нему претензии. «Началась ссора, Аваков обвинил Саакашвили в том, что тот сам вор. На что Саакашвили ответил, что у него ничего нет, кроме честного имени», – написал Лещенко на своем Facebook. Далее Аваков перешел на крик со словами: «Убирайся из моей страны», и, выйдя из себя, бросил стаканом с водой в губернатора Одесской области.
Арсен Аваков, не отрицая своей позиции в конфликте, вскоре в присущей ему манере написал гневный пост в Facebook, в котором заявил, что «его неудобные вопросы вызвали истерику у Саакашвили», после чего тот якобы начал на него кричать. «Я воздержался от того, чтобы его ударить – плеснул ему в лицо водой. Я давно не видел настолько ошизевшевшего популиста. Не давал сказать ничего – перебивая всех, включая Президента. Хватит с меня артистов и циркачей. Пахать нужно, а не трепаться», – отметил министр внутренних дел. За своего подопечного якобы вступился и премьер-министр, назвав Саакашвили «гастролером».
Сам глава Одесской ОГА сразу после инцидента собрал пресс-конференцию, в которой рассказал о подробностях конфликта и потребовал от пресс-службы АП обнародовать видео оскорблений в его адрес. Он также обвинил главу МВД в контроле и финансировании из коррупционных доходов неформальных вооруженных формирований. Гневную реакцию со стороны министра Авакова Саакашвили объяснил существованием вероятных коррупционных схем. «Такую реакцию со стороны команды премьера связываю с расследованием на ОПЗ. Потому что это очень большая коррупционная схема, в которой замешаны интересы депутатов от «НФ» Сергея Пашинского, его бизнес-партнера Сергея Тищенко, а также нардепа Николая Мартыненко», – заявил Саакашвили.
Конфликт только начинает набирать обороты, ведь сам бывший президент Грузии не собирается покидать Украину, или идти в отставку. «Я не дам им грабить Украину», – подчеркнул Михеил Саакашвили. Впрочем, раздувать последний конфликт побоялись в пропрезидентской команде. Пресс-секретарь Президента Святослав Цеголко предупреждал, что видео публичной ссоры демонстрировать не будут. «Такие перепалки в стиле улицы позорят страну», – написал он на своей странице в Facebook. Тем не менее, скандальная видеозапись в СМИ все же попала. И обнародовал его не кто иной, как сам Арсен Аваков.
Война всех против всех?
Противостояние между командами Президента и премьер-министра длится уже давно, а в последние недели перед отчетом Кабмина начало лишь обостряться. Драки, война компроматов, обличительные заявления, недружественные сообщения нардепов из «НФ» и «БПП» в соцсетях в адрес друг друга – все это лишь подтверждает тезис о глубоком расколе и распрях в коалиционной команде. Особенно опасна эта ситуация накануне принятия Государственного бюджета на 2016 год и голосования за изменения в Конституцию, для утверждения которых коалиции нужно будет собрать 300 голосов.
О серьезности ситуации свидетельствуют и публичные заявления других чиновников, которые, кстати, шли работать в Кабмин по квоте «БПП». Так, министр финансов Наталья Яресько, не назвав имен, призвала прекратить обвинять правительство в коррупции. «Были озвучены различные обвинения в адрес правительства о коррупции. Правительство опровергает эти обвинения. Мы – единая команда, прошу всех не нагнетать и не раскалывать ни правительство, ни нашу страну», – заявила министр финансов.
Свою позицию пока не обнародовал Президент. Правда, косвенно о позиции Главы государства может свидетельствовать тот факт, что в АП не захотели продолжать эскалацию, демонстрируя видео конфликта двух чиновников. Очевидно, на данном этапе Порошенко попытается уладить конфликт другими способами, не обращаясь к его виновникам публично. «Рейтинговый политик и кандидат в премьер-министры ссорятся между собой. Но никто из них ничего не говорит Президенту. То есть Аваков будет ссориться и Яценюк будет ссориться с Саакашвили, но никто не будет ссориться с Порошенко. Старая «кучмовская» комбинация, когда основные игроки ссорятся между собой, а Президент для них выступает арбитром. Понятно, что будет большое решение Президента, который скажет, мол, вы все подо мной, ты – мой премьер-министр, ты – мой губернатор, я вас всех помирил», – убежден политолог Николай Давидюк.
Конфликт двух высокопоставленных лиц разделил мнения и лидеров общественного мнения. Одна часть стала на сторону Саакашвили: мол, он действительно искренне болеет за Украину и готов к более решительным шагам по преодолению коррупции и публично называет имена тех, кто мешает эффективному проведению реформ. Другая часть экспертов отмечают, что слова главы Одесской ОГА не подкреплены фактами, и обвинения в коррупции следует доказывать реальными уголовными делами. Справедливости ради следует отметить, что Михаил Саакашвили все-таки является представителем властной вертикали, в назначении которого принимают участие и Президент, и Премьер-министр. Поэтому его политическая риторика без указания конкретных доказательств обвинений в коррупции главы Кабмина выглядит некорректно. Более логично подобные заявления было бы слышать из уст лидера определенной политической партии.
В процессе наблюдения за перманентными ссорами украинских политиков возникает вполне естественное ощущение безысходности и закономерное негодование граждан от такого хода событий. Эксперты же отмечают: конфликты среди политиков возникают не только на почве защиты своих интересов (часто – и коррупционных!), личного неприятия, но и от неспособности наладить системную работу. Вспомним, подобная ситуация с постоянными конфликтами внутри коалиционного большинства продолжалась весь 2005 год, сразу после завершения событий Оранжевой революции. Тогда ситуация постепенно переросла в поиск неестественных союзников, а впоследствии – привела к политическому реваншу «Партии регионов» со всеми вытекающими трагическими последствиями для Украины. Чем завершится нынешняя череда конфликтов – еще большей дестабилизацией ситуации в стране или, возможно, полным упадком государственности – зависит от возможности и способности политиков договариваться между собой. В конце концов, если кто-то подозревается в коррупционных действиях, опытный политик должен найти способ доказать вину нечистого на руку дельца. С другой стороны, если подобные заявления – чистой воды популизм, политик или чиновник должен нести за это ответственность.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».