Децентрализация – путь к возвращению Донбасса?

Соревнование в исполнении гимна между Олегом Ляшко и Петром Порошенко, декламирование патриотических стихотворений, нападки на европейских гостей и призывы ко всем, кто против закона, брать оружие и атаковать Донбасс – всё это происходило в ВР в связи с документом о реформе местного самоуправления.

288 голосов набрало постановление о направлении в Конституционный суд Украины президентского законопроекта о внесении изменений в Основной закон страны. Речь в документе идет об очень существенном изменении структуры местного самоуправления в Украине, но также и о его особенностях в отдельных районах Донбасса. Рассмотрение было более чем эмоциональным. После голосования даже намечалась очередная драка в сессионном зале на глазах у множества зарубежных гостей, но всё это уже не имело значения. Теперь Главе государства нужно мобилизировать 226 голосов на первой сессии после позитивных выводов Конституционного суда, но главное – 300 голосов на следующей сессии. А это будет крайне непросто, ведь в этот раз коалиция дала лишь 204 голоса (в т. ч. 0 от «радикалов», 1 голос от «Самопомощи» и 11 из 19 от «Батькивщины»), а остальные 84 подарили Президенту оппозиционные силы.

«Вмешательство во внутренние дела Украины» – прямо или косвенно, но именно так многие депутаты из парламентского большинства (!) оценивали то, как накануне замгоссекретаря США Виктория Нуланд пыталась убедить их принять президентский вариант изменений в Конституцию. Это якобы должно быть демонстрацией выполнения Украиной Минских соглашений.

Копья ломались вокруг того, что законопроект от 1 июля о децентрализации подменили! В доработанном документе от 15 июля произошло очень существенное изменение: положение о том, что особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом, исчезло из переходных положений законопроекта – его теперь предлагают закрепить в разделе XV переходных положений самой Конституции Украины. А это значит, что фактически особое положение оккупированных территорий закрепляется Основным законом и убрать потом эту норму можно будет только по полной процедуре изменений в Конституцию: голосованием на двух сессиях, 300-ми голосами на второй из них, после согласования закона в Конституционном суде.

Народный депутат от «Народного фронта» Леонид Емец в комментариях журналистам возмущался: «Мы ей (Виктории Нуланд – Ред.) говорили, что сначала следовало бы выполнить первые пункты Минских соглашений: остановить агрессию, отвести боевиков и установить контроль над границей. Это логика Минских соглашений. Если эти требования не выполнены, то какие могут проходить выборы в этих регионах и про какое местное самоуправление мы ведем разговор?». Ему вторили и другие коллеги, но их аргументы никого не интересовали.

Представители президентского блока в ВР пытались возражать. Мол, речь не идёт об «особом статусе», а всего лишь об особенностях местного самоуправления в некоторых районах двух областей, убеждал в кулуарах парламента журналистов замглавы фракции «БПП» Игорь Кононенко. Но сути дела это не меняло и аргументов переноса скандальной нормы в тело Конституции журналисты не услышали. Нуланд стояла на своём: проект закона одобрен Венецианской комиссии и точка.

На заседании парламента, которое с горем пополам всё же началось в среду в 12:42, спикер Владимир Гройсман поздравил депутатов с 25-й годовщиной Декларации о государственном суверенитете Украины и тут же добавил, что сегодняшние решение о децентрализации власти должны стать не менее значимыми для истории. Представительство гостей было более чем солидное: дипломаты из многих государств во главе с послом США и замгоссекретаря США, члены Венецианской комиссии и Совета Европы, главы ассоциаций местного самоуправления всех уровней, премьер-министр Украины, а представлял законопроект лично Президент Украины Петр Порошенко.

Президент назвал исторической передачу полномочий от центральной исполнительной власти на места, общинам. Революционным изменением является, по сути, возврат к лозунгу «Вся власть Советам!»: государственные администрации всех уровней, главы которых назначались из Киева, упраздняются. Руководить исполнительной властью на местах будут исполкомы, назначаемые местными советами – так когда-то и было на заре независимости Украины, а до того – и в СССР (однако реальная власть тогда была у 1-х секретарей соответствующих комитетов КПСС). Теперь же «оком государевым» станут префекты, назначаемые Президентом по представлению правительства. Пётр Порошенко подчеркнул: их функция – надзор, а не руководство. Но самый большой акцент Президент Украины сделал на том, что ни о какой федерализации не может быть и речи.

И всё же наиболее скандальным был вопрос специфики местного самоуправления в отдельных районах Донбасса. Глава государства убеждал, что это полностью соответствует Минским соглашениям, но обошёл вниманием последовательность исполнения этих соглашений всеми сторонами (а именно – неисполнение их первых пунктов боевиками и Россией). Он ссылался на поддержку цивилизованным миром этих законодательных инициатив, но даже не пожурил Запад за хроническую всего лишь обеспокоенность российской агрессией, а наоборот – горячо благодарил зарубежных партнёров.

Петр Порошенко убеждал в том, что ссылка в предлагаемой поправке Конституции делается на закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, который принимался и прошлым, и нынешним составами ВР и действует. При этом он не объяснил логику включения этой ссылки непосредственно в текст Переходных положений Конституции.

Жёсткую отповедь Президент Украины дал «фейсбучным активистам»: «Я хочу ответить корреспондентам в соцсетях. На нас, на украинскую власть, и на меня как Президента, никто не давит и давить не сможет. Так, наши партнеры демонстрируют вполне оправданную заинтересованность в определенности конституционного процесса». Наверняка имелась в виду в том числе и замглавы парламента Оксана Сыроед. В своём аккаунте в Фейсбуке она, в частности, написала: «Мир хочет, чтобы это (война на Донбассе – Ред.) стало «внутренним конфликтом», потому что он устал и хочет избавиться от этой крайне неудобной темы. Разве не очевидно, что давление на Украину относительно внесения изменений в Конституцию – это отрицание права украинского народа на самоопределение?».

Что ж, почва для предстоящих изменений и главное – теоретически возможных местных выборов на оккупированных территориях – методично готовится. Президент назвал децентрализацию путём к реинтеграции оккупированных районов Донбасса в Украину и поддержал лидера своей фракции, который резко сменил риторику и высказывается теперь за дипломатически-политическое урегулирование конфликта. Многие видят в этом воплощение сепаратных договорённостей Москвы и Киева при посредничестве Брюсселя и Вашингтона. В частности, депутат двух предыдущих созывов Олесь Доний так прокомментировал предлагаемые изменения: «О том, что это план Путина-Порошенко, я предупреждал еще год назад. Собственно, не столько Путина-Порошенко, сколько самого Путина. Порошенко же используется как провайдер этого плана на Западе. Год был потрачен «украинской дипломатией», чтобы доказать Западу, что «боснизация» – это именно то, что нужно для Украины.

Тем временем вслед за экс-главой Донецкой обладминистрации, генералом Александром Кихтенко, с полуоккупированного Донбасса убрали ещё одного «генерал-губернатора» – Геннадия Москаля. В свете предстоящего имплантирования взбунтовавшихся регионов в тело украинского государства уж никак нельзя было оставлять на посту человека с такой непримиримой в отношении сепаратистов позицией, как Москаль.

Но всё же главная проблема для Петра Порошенко – заручиться поддержкой своих действий со стороны коалиции. Не голосовали за сегодняшнее постановление и не приветствовали его принятие 23 члена фракции «БПП» (в частности, Мустафа Найем, Светлана Залищук, Николай Томенко, Олег Мусий, Егор Фирсов и Олег Добродомов), 10 депутатов от премьерского «Народного фронта» (Николай Княжицкий, Виктория Сюмар, Леонид Емец), 8 человек из «Батькивщины», 30 – от «Самопомощи» и все «радикалы» – 21 человек. К сегодняшним 288 голосам нужно при повторном голосовании изыскать всего лишь ещё 12, чтобы внести изменения в Конституцию. Похоже, бои за эти поправки не будут уступать по накалу тем, что продолжаются в зоне АТО, и уж здесь никто перемирия объявлять не собирается. Потому что, уверены и политики, и политологи, настоящая линия фронта войны на Донбассе пролегает теперь в парламенте.

Борис Бобров, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО