Гениальный Каха Бендукидзе, который вывел Грузию в Топ-20 мировых рейтингов инвестпривлекательности и до своей смерти был советником Президента Украины, предупреждал, что Украине угрожает агрессия, раскол и дефолт одновременно. «Я консультировал правительства нескольких стран, но такой плохой ситуации, как в Украине, не видел нигде. Вы выбираете не лучших правителей, а тех, кто больше обещает. Те, кого вы выбираете, повышают вам налоги, чтобы выполнить свои обещания, чтобы как-то пенсии платить. Народ, то есть вы, не богатеет, а беднеет, но выбирает еще больших популистов, которые еще больше обещают и еще больше разрушают богатства. Есть только две силы, которые могут разорвать этот замкнутый круг: хорошая и плохая. Одна - народ, другая - Путин. То есть либо вы сами разорвете этот круг и спасете страну, или же этот круг разорвется путем исчезновения страны», - сказал грузинский реформатор.
О банкротстве страны, доходности по некоторым государственным облигациям Украины, которые превышают 50% годовых, колоссальных долгах говорят уже все: от европейских инвесторов до простых украинцев: даже бабушка у подъезда уверена, что Украина объявит дефолт. Лидеры страны также не скрывают факт, о котором все давно догадывались. Оценивая платежеспособность государства, министр экономического развития и торговли Айварас Абромавичус заявил: «Государство, по большому счету, — банкрот, поэтому ожидать, что мы создадим реальные, а не декларативные программы стимулирования — просто нереально».
Исполнительный директор Международного фонда Блайзера Олег Устенко говорит о том, что многие до сих пор не понимают, что на самом деле значит дефолт.
«Это не чистая страница, а абсолютное отрезание государства, в данном случае Украины, от финансовых внешних рынков. И дефолт не освобождает от выполнения внешних обязательств. Объявление дефолта не означает, что прошла процедура банкротства, и всем, кому мы были должны, мы больше не должны. Долг останется, просто встанет вопрос, когда страна сможет по нему рассчитываться. Украина в случае дефолта сможет начать рассчитываться лет через 10», - пояснил Устенко.
Тем не менее, Арсений Яценюк поставил ультиматум кредиторам. «Мы хотим заплатить, но мы хотим заплатить на тех условиях, на которых предлагает украинское правительство и украинское государство. И мы просим частных кредиторов: если вы хотите поддержать Украину, если вы справедливо относитесь к украинским гражданам и к украинскому государству... помогите не словом, а помогите долларом. А точнее, миллиардами долларов».
На этот раз кредиторы дали понять: прощать долги и тратить деньги впустую никто не будет. Тем не менее, власть имущие над предупреждением западных кредиторов долго не думали.
Украинскому премьеру дали право не платить по долгам:
Во вторник, 19 мая 2015 года Верховная Рада поддержала Кабмин, проголосовав за законопроект № 2898 и ввела мораторий.
Экономисты, аналитики и эксперты сочли этот шаг правительства крайне непонятным и совсем необоснованным.
Президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что позиция Украины весьма странная.
«Позиция Украины непонятна. Мы имеем долги, просим денег, но диктуем свои условия. Зачем Яценюк, в частности, сейчас провоцирует крупнейшие банки и фонды на конфликт? Есть два варианта: либо премьер-министр заведомо хочет довести страну до дефолта, потому что понимает - дефолта неизбежать, либо просто идет ва-банк. И в том, и в другом случае выглядит это глупо», - анализирует эксперт.
Если правительство введет мораторий, согласно всем международным правилам — это дефолт. Фактически, на сегодняшний момент, Закон № 2898 - уже преддефолтное состояние.
«Если Украина объявит дефолт, первое с чем столкнутся украинцы – с тотальной безработицей, задержкой выплат пенсий, зарплат, причем, не только в бюджетной сфере; инвесторы не посмотрят в нашу сторону еще как минимум 10 лет, банки свернут все кредитные программы, а это означает банкротство для многих бизнесменов, курс гривны обрушится», - объяснил Охрименко.
Кроме того, по его словам, кредиторы могут потребовать арест активов Украины за рубежом. В том числе, и НБУ. Поэтому нужно договариваться в любом случае.
«Вероятность избежать дефолта - есть. Если вспомнить, опыт России — в 90-х годах страна тоже объявила дефолт. Переговоры длились год, но в конечном итоге договор был: РФ уплачивает 10%, а остальная сумма была реструктуризована на длительный срок», - рассказал экономист.
Политолог Валентин Гладких говорит о том, что дискуссии вокруг дефолта разворачиваются в стиле «есть ли жизнь после смерти?». Но не стоит воспринимать дефолт так, будто это конец света. Есть множество стран, которые переживали дефолты. Если мы посмотрим на опыт Аргентины, которая в принципе регулярно переживает дефолт, но никакой катастрофы в этом нет. Страна существует, есть определенный бизнес, торговля, своя политика. Так что жизнь после дефолта точно есть.
«Способна ли Украина избежать дефолта? Безусловно, то количество долгов, которые накопились не только после Революции Достоинства, отдать мы не можем. Поэтому правительство должно задуматься, а не с наездом в стиле Яценюка заявлять, что «не нужно прогибаться под изменчивый мир, пусть лучше он прогнется под нас». Так не будет. И позиция Яценюка: мы должны деньги, но будем возвращать на тех условиях, которые мы хотим - позиция, которую могут позволить только сильные игроки. Украина таким игроком не является. Яценюк тем более. Запад больше не доверяет Украине. Нравится это Яценюку или нет, но долги все-таки придется возвращать. Кредиторы, которым мы должны деньги, имеют достаточно ресурсов для того, чтобы в случае необходимости заставить вернуть долги. Нужно понимать: премьера Украина поменять может, а кредиторов - нет», - убежден политолог.
Слова грузинского реформатора Кахи Бендукидзе о том, что украинский народ выбирает только популистов, которые разрушают богатства страны, актуальны сегодня как никогда. Ведь надежда на то, что украинцы смогут начать жизнь «с чистого листа», весьма призрачна. Что будет с программой МВФ, будут ли украинские чиновники продолжать использовать жесткие методы и диктовать свои условия, услышим ли мы приговор — дефолт или все же кредиторы дадут стране шанс, возможно последний, и «спасут» Украину — решится уже через несколько месяцев. Правда, изменить свой выбор до этого момента украинцам уже не удастся.
Для справки. Общий внешний долг Украины на конец прошлого года составлял 69,8 млрд долл., из них 14,9% должны быть погашены Украиной в 2015 году, еще 47,6% – в 2016-2019 гг., средний срок долга до погашения – 4,8 года. Ко всему этому, добавляется и долг в 3 млрд долларов РФ, который нужно вернуть до конца 2015 года.
Марина Шевченко, специально для «Слово и Дело»