На сегодняшнем внеочередном заседании Кабмин назначил Романа Насирова новым председателем Государственной фискальной службы. Публичная версия: председателя ГФС в течение нескольких недель выбирала специальная конкурсная комиссия во главе с министром финансов Натальей Яресько. Всего в так называемом «публичном конкурсе» приняли участие 67 кандидатов, однако выбор почему-то совсем не удивил, а лишь заставил усомниться в его прозрачности.
В Верховную Раду Роман Насиров в прошлом году попал впервые: под проходным номером 51 в списке пропрезидентской партии «Блок Петра Порошенко». Он пришел из частного сектора. Перед избирательной гонкой Насиров возглавлял Украинский филиал международной финансовой инвестиционной компании BTG Pactual Commodities. Кроме того, в парламенте он получил еще и должность главы одного из самых влиятельных комитетов – по вопросам налоговой и таможенной политики.
До своего прихода в большую политику господин Насиров сделал успешную карьеру инвестбанкира и финансового брокера. Его связывают давние длительные отношения с предыдущим председателем ГФС Игорем Билоусом, в отношении которого, напомним, зимой начали показательное служебное расследование. В 2009-2011 годах Насиров и Билоус вместе работали топ-менеджерами в украинском офисе инвестиционной компании Renaissance.
Опыт государственной службы у Романа Насирова также интересен. Он ограничивается непродолжительным периодом работы в должности заместителя председателя правления Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины. Государственное предприятие известно своими финансовыми схемами с китайскими деньгами. Поэтому, такой пункт в биографии ставит еще один знак вопроса рядом с фамилией новоназначенного фискала. Впрочем, на этом вопросы к главе ГФС не исчерпываются.
Господина Насирова считают пропрезидентской квотой в правительстве из-за его партийной принадлежности к БПП. В то же время, его же называют креатурой министра финансов Натальи Яресько, которая, как бывший инвестбанкир, также легко нашла с ним общий язык. Кроме того, их связывают тесные взаимоотношения на уровне сотрудничества Минфина с профильным парламентским комитетом, который возглавляет господин Насиров. Народные депутаты из комитета налоговой и таможенной политики неоднократно отмечали: Насиров часто советуется с госпожой Яресько по поводу внесения изменений в те или иные законопроекты. С точки зрения сотрудничества между ветвями власти — такая практика вполне логична, однако политическая близость к определенной группе влияния может негативно сказаться на профессиональной деятельности нового главы ГФС.
Еще одним доказательством политической игры за пост является то, что сам конкурс на ее замещение проводил Минфин. Тогда как, согласно законодательству, глава ГФС назначается и увольняется Кабинетом министров по представлению премьера. То есть, он подчиняется всему Кабмину, а не главе Минфина. О проблемах на этапе отбора кандидатов публично заявляли и другие претенденты на должность главы ГФС: мол, происходит закулисная борьба между командой премьера и Президента. Так, народный депутат от «БПП» Оксана Продан жестко раскритиковала непрозрачные условия проведения конкурса, обвинив премьер-министра. «Знаю, что именно Яценюк был лично против моей кандидатуры, что именно Яценюк настоял на искажении и нивелировании открытого конкурса, на недопущении изменения существующей карательной и коррупционной ГФСУ. Готова и к грязи, которой он чужими руками оправдывает свои поступки», - отметила Продан на своей странице в Facebook.
Ранее журналисты писали о том, что проходное место в списке «БПП» на выборах Роману Насирову обеспечило знакомство с бывшим его наставником и руководителем в Renaissance бельгийцем Питером Ванхеке, который оставил должность в инвесткомпании в 2011 году, чтобы возглавить правление компании «Укрнафта», 49% которой принадлежит бизнесмену Игорю Коломойскому. Якобы именно по такой цепочке Насирова связывали с квотой Игоря Коломойского в пропрезидентской политической партии «БПП». Правда, сам Насиров опровергает свою причастность к «группе Коломойского» в парламенте.
Еще один аспект, который логично возникает, учитывая назначение господина Насирова главой ГФС: отдаст ли «БПП» свою квоту на главу парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики своим коллегам по коалиции из фракции «Народного фронта»? Такой шаг выглядел бы совсем по-партнерски в отношении участников коалиции.
Возможно, протекция Яресько и удаленность от различных политических влияний связана с позицией международных доноров, а именно МВФ, руководство которого неоднократно требовало от украинской власти навести порядок в фискальной сфере. Ведь сфера налогообложения пока - одна из самых коррумпированных в отечественной экономике. К слову, Насиров уже обещает навести порядок в сфере сбора налогов. Во время публичной презентации своей программы новый глава ГФС предложил снизить уровень личных контактов «налоговиков» с бизнесом, а также выступил за качественный процесс люстрации в противовес радикальному сокращению числа служащих.
Однако, самым главным результатом, все же, остается политическая борьба между двумя гигантами накануне местных выборов - командами Президента и Премьера. «Сейчас прямых доказательств, что Кабмином и Яценюком нанесен ущерб государству, нет, хотя при этом все понимают, что на самом деле они существуют. Но будущее Арсения Петровича уже подвешено «на крючок» когда-то у Премьера будут очень серьезные проблемы из-за того, что он позволил близким к себе структурам свободно распоряжаться госсредствами», - считает экс-депутат, политолог Тарас Чорновил. О чем сообщат обществу во время следующих проверок деятельности ГФС, и будет ли способствовать раскрытию коррупционных деяний ее новый председатель - покажет время.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело».