Сегодня, 21 января, исполнился год со дня инаугурации 47 президента США Дональда Трампа. Одно из главных его обещаний — закончить войну в Украине — не выполнено не только за 24 часа, но даже за 365 дней. Возможно ли вообще остановить войну за время концепции Трампа?
Президент США Дональд Трамп принял присягу примерно в 19 часов по киевскому времени 20 января 2025 года. Сегодня исполнился ровно год, как он приступил к выполнению своих конституционных обязанностей. Одним из его основных предвыборных обещаний было завершить войну в Украине через 24 часа. Ну, не через 24 часа (как оказалось, это была шутка), но хотя бы завершить…
К этому делу Трамп подошел как делец, рассчитав сугубо экономический аспект и каждый раз говоря о большом соглашении. Если россия не способна выполнить свои цели и не продвигается на фронте, то нужно ее поощрить, чтобы она остановила боевые действия. В то же время Трамп решил для себя, что россия находится в более сильной позиции, поскольку она банально больше, а Украина, полностью зависимая от своих западных партнеров, в том числе от тех же США, является более слабой стороной. Поэтому давление должно оказываться именно на Украину.
Фактически Владимиру Зеленскому предложили отказаться от меньшего, чтобы сохранить большее. То есть, отказаться от Донбасса и временно оккупированных территорий на юге страны, чтобы сохранить 80% территории Украины на политической карте мира. Тот же Донбасс стоило отдать, чтобы позволить путину сохранить лицо в неудачной для него войне, где он планировал захватить Украину быстрым блицкригом, но получил четыре года изнурительной мясорубки.
Российско-украинская война для Трампа – это неудачный бизнес-проект, который приводит к ненужным человеческим жертвам. Поэтому его необходимо просто закрыть, зафиксировать убытки и перейти в обычный бизнес.
Фундаментальная ошибка 47-го президента США состоит в том, что эта война – не бизнес-проект. Для Украины это борьба за существование, а для россии – это колониальный конфликт, направленный на восстановление империи. А эта империя не может существовать без своей важной составляющей – Украины и Киева.
Так же принципиальна эта война и для ближайших соседей Украины и рф – Польши, Финляндии и стран Балтии, тоже когда-то входивших в состав российской и советской империй. Они прекрасно понимают, что в случае успеха в Украине следующими жертвами россии станут именно они.
Поэтому эта война не об экономике и деньгах. Это о восстановлении империи и о существовании независимых государств, когда-то являвшихся колониями этих империй. В основе этой войны лежат мотивы XIX века. Однако Трамп этого не понимает, поэтому и сделал главным переговорщиком Стива Виткоффа – человека, понимающего язык денег, но не понимающего исторических процессов, которые привели к этому противостоянию.
Эта переговорная стратегия привела к тому, что один из главных предвыборных кейсов Дональда Трампа – урегулирование войны в Украине – оказался неудачным. Этот провал Трамп пытается закрыть другими проектами: похищением венесуэльского диктатора Николаса Мадуро, посягательствами на Гренландию. Но, несмотря ни на что, Трамп уже по уши в «украинском вопросе», и откреститься от него уже не удастся.
Есть ли в команде Трампа люди, правильно понимающие ситуацию? Есть. В частности, это госсекретарь Марко Рубио и директор ЦРУ Джон Рэтклифф. Именно благодаря Ретклиффу Украина не лишилась важных разведданных в те периоды, когда давление на Киев из Вашингтона было наиболее ощутимым. А пока последнее слово – за президентом США, магистральная линия переговоров остается неизменной.
На этой магистрали Стив Виткофф и еще один переговорщик – зять Трампа Джаред Кушнер – в ближайшие дни поедут в Москву к путину, где получат от него ответ на предмет мирного плана, согласованного с Украиной и европейскими партнерами.
Ранее этот план состоял из 28 пунктов, большинство из которых было явно в пользу россии. Теперь, после двухмесячных консультаций, он значительно сократился и отредактирован таким образом, что вряд ли удовлетворит россию, которая не отказывается от своих максималистских требований по Украине.
Да и чего бы ей отказываться, если путин, слушая ложь своих генералов, уверен, что россия контролирует Купянск, украинский фронт вот-вот упадет, а жители Киева из-за отсутствия света и отопления в результате обстрелов обязательно должны устроить Майдан. Поэтому пока мы находимся в точке «ноль».
Денис Попович, военный обозреватель, специально для «Слова и дело»
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.