Экономика России находится в наихудшем состоянии с начала полномасштабного вторжения в Украину. Падение нефтяных доходов, истощение резервов и рост рисков кризиса делают 2026 год потенциально критическим для Кремля.
Об этом пишет The Washington Post со ссылкой на оценки западных и российских экономистов.
Несмотря на заявления президента США Дональда Трампа о якобы преимуществе России в войне, экономисты отмечают, что позиции Москвы сейчас слабее, чем когда-либо с начала полномасштабного вторжения. Кремль почти полностью израсходовал денежные резервы и заемные средства, которые обеспечивали резкий рост военных расходов в первые годы войны, а дальнейшие перспективы лишь ухудшаются.
Ситуацию усложняют новые жесткие санкции против российского нефтяного сектора, которые усиливают дефицит бюджета и могут спровоцировать банковский кризис уже в следующем году. По словам одного из российских чиновников, в стране не исключают «кризиса неплатежей» и проблем в финансовой системе.
Как известно, в октябре Министерство финансов США ввело санкции против двух крупнейших нефтяных компаний рф – «Роснефть» и «Лукойл», что заставило Москву продавать нефть марки Urals со скидкой более $20 за баррель. Ее цена опустилась примерно до $35 за баррель – значительно ниже $69, заложенных в российский бюджет на 2025 год.
По оценкам Reuters, доходы россии от нефти и газа в декабре могут сократиться на 49% в годовом выражении из-за падения цен и санкционного давления. При этом военные расходы выросли до рекордного уровня и достигли около $149 млрд за первые три квартала года, что еще больше углубляет бюджетный дефицит.
Экономисты предупреждают, что проблемы накапливаются и в банковской системе. Массовое корпоративное кредитование в условиях войны и длительный период высоких процентных ставок создали значительные риски. Почти четверть всех корпоративных рублевых кредитов приходится на оборонный сектор, где действуют упрощенные и непрозрачные правила финансирования.
Кроме того, финансовые трудности испытывают ключевые энергетические компании. «Газпром», который ранее был одним из главных источников пополнения бюджета, зафиксировал чистый убыток в $12,9 млрд после потери европейского рынка. Компания почти полностью истощила свои валютные резервы и существенно увеличила долговую нагрузку.
Экономические проблемы все больше ощущает и население россии. По данным Сбербанка, потребительские расходы на одежду, бытовые товары и сферу здравоохранения заметно сокращаются. Объем невыплаченной заработной платы за год почти утроился, а в регионах фиксируются забастовки и массовые жалобы работников из-за задержек зарплат.
Несмотря на это, собеседники The Washington Post среди российских элит считают, что экономические трудности вряд ли приведут к социальным протестам или изменят позицию российского диктатора владимира путина по поводу войны. При этом они признают, что 2026 год может стать первым действительно критическим годом для российской военной экономики.
Напомним, по данным СМИ, доходы россии от нефти и газа в ноябре 2025 года могли сократиться примерно на 35% по сравнению с аналогичным месяцем 2024 года – до 520 млрд рублей (6,59 млрд долларов).
Институт изучения войны писал, что российский диктатор владимир путин пытается создать впечатление, что российская экономика способна выдержать продолжительную войну в Украине, вероятно, чтобы подкрепить пропагандистские утверждения о «неизбежной победе» россии.
Также, как известно, россия в 2026 году планирует сократить расходы на оборону и одновременно существенно увеличить финансирование государственной телевизионной пропаганды. Согласно проекту бюджета, на оборону будет выделено меньше средств, чем в 2025 году, тогда как на государственные телеканалы расходы вырастут почти на 50%.
Подпишитесь на наш Telegram-канал, чтоб отслеживать самые интересные и эксклюзивные новости «Слово и дело».
Визуальная аналитика от редакции «Слово и дело» – в Telegram-канале Pics&Maps.