«План победы» Украины был топ темой последний месяц – Владимир Зеленский возил его по ключевым союзникам и, наконец, представил в парламенте. Президент рассчитывает, что выполнение всех пунктов плана сможет переломить ход войны, принудить россию к переговорам и позволить завершить конфликт не позже следующего года. Кроме «плана победы», Зеленский также давал обещания по вступлению Украины в НАТО и внутренним вопросам – производству дронов, борьбе с коррупцией в МСЭК. Подробнее – в материале «Слово и дело».
Скандал с коррупцией в МСЭК. После ряда коррупционных скандалов в МСЭК и информации о массовом получении прокурорами инвалидности Владимир Зеленский анонсировал рассмотрение этих вопросов на заседании СНБО. 21 октября он обещал «системное, кадровое и процессуальное реагирование».
Заседание СНБО состоялось 22 октября, по его итогам Зеленский подписал указ, предусматривающий ликвидацию МСЭК и проверку их решений по установлению инвалидности. Руководство Центральной МСЭК было уволено, ее, по словам главы МОЗ Виктора Ляшко, ликвидируют до конца недели. Уволены также руководители профильного департамента министерства.
Этот только первый шаг в реформировании системы оценки инвалидности, поэтому утверждать, что обещание Зеленского выполнено – преждевременно.
Защита украинского неба союзниками. На встрече с новым генсеком НАТО Марком Рютте Зеленский обещал и дальше убеждать союзников сбивать российские ракеты и дроны. «Мы видим, как, в частности, на Ближнем Востоке удается защищать жизнь людей благодаря единству союзников. Совместное сбивание иранских ракет ничем не отличается от сбивания российских ракет, от сбивания иранских «шахедов», – отметил он.
Но союзники еще после первой масштабной атаки на Израиль заявили, что не будут оказывать аналогичную помощь Украине из-за опасений эскалации. В США считают, что это якобы может втянуть их в войну с россией.
Как представители Сената и Белого дома рассказали Politico, уничтожение иранских ракет над Израилем не приведет к ядерной войне. А вот «отправка войск для сбивания российских ракет над Украиной может спровоцировать прямое военное столкновение между двумя большими ядерными странами мира на фоне крупнейшей войны в Европе со времен Второй мировой войны – с потенциально апокалиптическими последствиями».
Другими слова, пока просьбы Украины помочь выглядят бесперспективно. Хотя Украина, как и обещал Зеленский, пытается убедить партнеров.
Подготовка второго Саммита мира. Зеленский уже не раз обещал провести второй Саммит мира. Была информация о том, что он состоится в ноябре, но когда именно, где и в каком составе – неизвестно.
«Следующий саммит мира должен состояться. В ноябре план будет уже «на столе» – а дат я не знаю. Думаю, сейчас никто не знает. Но мы будем готовить все так, как решили. В начале ноября план уже будет, со всеми деталями», – говорил президент в начале октября. В конце месяца ясности по поводу мероприятия по-прежнему нет.
«План победы» Украины. Зеленский уже выполнил обещание представить публично «план победы». Он представил его отдельным лидерам (в том числе президенту США Джо Байдену), на саммите Евросоюза, а также перед Верховной радой.
План однозначно поддержали Польша, Литва, Латвия и Эстония, ожидаемо против выступили Словакия и Венгрия. В НАТО и США заявили, что план будет обсуждаться. Есть также информация, что канцлер Германии Олаф Шольц отклонил два ключевых пункта – о членстве в НАТО и дальнобойном оружии.
Зеленский сравнил обсуждение «плана победы» с дискуссиями о поставке Украине Patriot или F-16 – сначала западные союзники отказались делать это, но затем постепенно пришли к согласию.
Если союзники поддержат план, президент надеется на окончание войны не позднее 2025 года.
Вступление Украины в НАТО. Приглашение Украины в Альянс сейчас – первый пункт «плана победы». Зеленский обещал работать со всеми странами, которые выступают против этого. И отдельно обещал, что Украина станет членом НАТО.
В США подтверждают, что дискуссия о членстве Украины продолжается, но консенсуса нет. Кроме самих США, против выступает также Германия.
Издание Politico утверждало, что на самом деле противников присоединения Украины семь – США, Германия, Венгрия, Словакия, Бельгия, Словения и Испания.
Но в Офисе президента заявили, что такие слухи распространяют те, кто хочет произвести ложное впечатление, будто вступление Украины не имеет широкой поддержки среди членов Альянса. «На самом деле, идею приглашения Украины поддерживает абсолютное большинство стран-членов, а в остальном ведется активная работа по адвокации», – отметил Сергей Никифоров.
Подготовка бригады ВСУ во Франции. Во Франции сейчас тренируется бригада Вооруженных сил Украины – 2300 солдат новой бригады имени Анны Киевской.
Зеленский обещал, что военные вернутся в Украину до конца ноября. Технику, на которой они учатся, тоже передадут Украине.
Поставки дронов армии. «Я хочу поблагодарить каждого и каждую, кто делает нашу армию технологичной: всем украинским производителям, всему нашему государственному сектору, всем партнерам, которые вкладываются в производство дронов в Украине. Мы будем и дальше наращивать эти поставки, и главное, чтобы технологическое развитие помогало нам беречь жизнь наших воинов», – обещал Зеленский.
Министерство цифровой трансформации сообщало, что в 2024 году по сравнению с прошлым производство украинских дронов выросло в десять раз. Возрос также объем инвестиций (с 5 до 50 млн долларов).
Заместитель министр обороны Иван Гаврилюк в интервью рассказывал, что в этом году планируется изготовить миллион FPV-дронов, более 10 тысяч ударных дронов со средней дальностью полета и более тысячи беспилотников с дальностью от тысячи километров. «Цифры я называть не буду. Все эти показатели по этому направлению перевыполнены», – заявил он.
Таким образом, обещание Зеленского выполняется.
Он также обещал привлекать дополнительные инвестиции партнеров в производство РЭБ. Пока какой-либо информации об этом не было.
Напомним, «Слово и дело» рассказывало, какие военные обещания Зеленский должен выполнить в 2024 году.
Из инфографики можно узнать, как менялся уровень доверия украинцев к Зеленскому и институту президентства.
Александра Худякова, Виктор Гаврилюк, специально для «Слово и дело»