В Верховной Раде 19 апреля 2023 года зарегистрировали законопроект о переходе на накопительную пенсионную систему. Реформа планируется уже долгие годы и многими президентами. Однако и в мирное время в переходе с солидарной на накопительную систему было немало сложностей, а инициатива зарегистрирована в Раде в момент, когда в стране идет война против российских террористов – недаром в ноябре 2022 года парламент отложил вопрос о накопительной системе в «долгий ящик». Разбираемся, почему вопрос снова подняли на-гора и возможен ли переход с одной пенсионной системы на другую в условиях военного времени.
Хотя в Украине де-юре действует трехуровневая пенсионная система, де-факто с 1991 года в стране работает только ее первый уровень – солидарная система пенсионного обеспечения. Если говорить о ней коротко – основной принцип этой системы в том, что люди платят налоги, определенная часть из которых передается в распоряжение Пенсионного фонда или подобной организации, который впоследствии субсидирует за счет этих денег выплаты пенсионерам. В Украине в роли такого налога выступает ЕСВ – единый социальный взнос – деньгами же распоряжается Пенсионный фонд Украины.
Проблема в том, что украинское население стремительно сокращается, и особенно сильно сокращается количество работоспособных украинцев. По состоянию на январь 2023 года, согласно данным Министерства социальной политики, в Украине насчитывалось 10,8 млн пенсионеров, после войны их станет значительно больше – добавятся военные пенсионеры, получатели пенсий по утере кормильца, по инвалидности и так далее. Ну а в марте 2023 года количество работающих украинцев и количество пенсионеров впервые в истории страны сравнялось – фактически, сейчас один работающий содержит одного пенсионера (10,7 млн плательщиков на 10,8 млн пенсионеров). И это не конец – из-за войны и социальных потрясений этот разрыв усугубится еще больше.
Расчет солидарной системы базируется на том, что человек не имеет единого счета, куда он откладывает деньги на старость, а просто платит налоги государству. Предполагается, что когда налогоплательщик выйдет на пенсию, то содержать его и платить ему пенсию будут за счет денег, которые поступят от все еще работающих налогоплательщиков.
Однако сейчас, повторимся, соотношение работник/пенсионер составляет 1:1 и этого уже не хватает – и до войны ПФУ был преимущественно дотационным, обеспечивая выплаты пенсий за счет государственных субсидий, сейчас положение еще хуже, и вряд ли после войны оно изменится в лучшую сторону. Одним из следствий такого перекоса являются нищенские пенсии в Украине – минимальная пенсия составит после индексации 2304 грн, чего явно недостаточно для жизни в условиях войны, когда инфляция за 2022 год превысила 26%.
В отличие от солидарной системы, накопительная предусматривает, что каждый работающий налогоплательщик добровольно отдает определенный процент своей зарплаты в государственный или негосударственный пенсионный фонд.
На сегодняшний день только 9% украинцев откладывают «на старость» через негосударственное страхование, а государственная накопительная система и вовсе еще не заработала, хотя законодательно в Украине три уровня пенсионного обеспечения.
Накопительная пенсионная система: за и против
Теоретически, накопительная система должна была бы оказаться для украинцев выгоднее и эффективнее, чем солидарная. Нынешней законодательной инициативой формировать такую пенсию предлагают из трех источников – взнос работодателя, взнос государства, добровольный взнос гражданина:
- в первый год работы накопительной системы: 1% от зарплаты ежемесячно (за сотрудника платит работодатель), плюс аналогичная сумма от государства;
- во второй год работы накопительной системы: 1,5% от зарплаты ежемесячно (за сотрудника платит работодатель), плюс аналогичная сумма от государства;
- в третий и последующие годы работы накопительной системы: 2% от зарплаты ежемесячно (за сотрудника платит работодатель), плюс аналогичная сумма от государства.
При этом в первые три года введения накопительной системы работодателю будет компенсироваться тот взнос, который он выплачивает от имени сотрудника. Его предлагают включить в состав ЕСВ, который отменять не планируют. Кроме того, сотрудник может делать добровольные взносы, и если такой взнос не будет превышать 3%, то его также будет софинансировать государство на паритетных началах.
Если инициативу поддержат, храниться деньги будут в Государственном накопительном пенсионном фонде (на данный момент такой структуры не существует, и ее, в случае предстоящих изменений необходимо будет создать). Украинцы, которые внесут в этот фонд деньги, далее смогут выбрать, что с ними делать: то ли снять их сразу, если сумма невелика и не превышает определенный порог, либо установить для себя выплаты по частям. При этом, что интересно, они получат и стандартную солидарную пенсию – дело в том, что сейчас под действие законопроекта о накопительной системе в случае его принятия попадут только официально трудоустроенные сотрудники возрастом до 55 лет.
И если позиция власти по пенсионной реформе вполне популярна и ясна, то ее оппоненты опасаются дополнительной налоговой нагрузки на граждан. Так, экономист и аналитик Борис Кушнирук считает, что на деле в этой системе большое количество проблем и пробелов.
«Я негативно отношусь к внедрению обязательной накопительной системы – хоть во время войны, хоть до нее, хоть после. Обязательная накопительная система – это обязательные дополнительные взносы. Они (депутаты – ред.) могут сказать: нет, мы не будем добавлять эти взносы, мы включим их в состав тех, которые уже есть. Но это означает дополнительную нагрузку на Пенсионный фонд и дополнительный дефицит бюджета» – объясняет он.
Кушнирук также отметил, что вкладывать собранные деньги – а согласно идее нардепов, взносы украинцев не будут лежать без дела, а будут вкладываться в украинскую экономику – на текущий момент времени просто некуда, так как о стабильности инвестиций в воюющей стране говорить не приходится.
Также у эксперта нет понимания, кто будет управлять этими финансами. По его словам, существуют высокие коррупционные риски и риски неэффективного менеджмента, из-за которых собранные средства будут просто утрачены.
«Кто будет управлять этими средствами? Куда их будут вкладывать, если сейчас везде есть проблема стабильности инвестиций? В Украине? Сейчас фактически нет в Украине предприятий, про которые можно было бы сказать, что они осуществляют стабильную деятельность. Не говоря уже про рейдерство, судебные решения, непредсказуемые действия власти и так далее и так далее. Эти средства, кроме того, что создадут дополнительное давление на бизнес, будут либо разворованы, либо растрачены неэффективными управленцами… Эти управленцы будут заниматься очень приятным делом: управлять деньгами. И они будут получать процент за управление вне зависимости от того, показали ли доходы прирост, или нет. Причем свой процент управленцы получат в любом случае; а причины, по которым нет прироста доходов, они всегда найдут» – высказал свое мнение эксперт.
Кушнирук считает, что в данный момент внедрение накопительной пенсионной системы не к месту. Вместо этого власти могли бы реализовать идею «малой обязательной солидарной системы».
«Малая – это значит, что она должна требовать минимальный минимум от налогоплательщика. И все. Государство не должно указывать человеку, что ему делать дальше. При накопительной системе, учитывая соотношение пенсионеров и сотрудников, будет большой дефицит в бюджете. При малой солидарной системе он тоже будет, но он окажется относительно невелик и его будет легко закрывать» – резюмировал эксперт.
Антон Корж, специально для «Слово и дело»