Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий и глава правительства Великобритании Борис Джонсон сегодня приехали в Киев в знак поддержки Украины на фоне российской угрозы. С конкретными предложениями по возможной помощи в укреплении обороноспособности нашего государства, кроме того, ожидается подписание предварительного соглашения о новом формате сотрудничества Киева, Лондона и Варшавы.
Это сотрудничество европейские СМИ уже назвали «трехсторонним оборонным союзом», который может стать средоточием новой европейской безопасности. Конечно, каждая из сторон в этом треугольнике преследует собственные интересы, однако, похоже, что в 2022 году общих целей для такого сотрудничества стало больше. А основной триггер для такого сотрудничества – активное противодействие попыткам России усилить свои геополитические позиции в Европе, в частности, используя агрессивные захватнические действия и гибридные методы воздействия.
На фоне роста военной эскалации со стороны России на границах Украины, именно Польша и Великобритания из всех европейских государств наиболее активно оказывают военную помощь Киеву. Принимая во внимание тот факт, что Великобритания и Польша являются членами НАТО, поддержка таких мощных партнеров является существенным усилением для противостояния наиболее агрессивным планам Кремля.
Похоже, что в Североатлантическом альянсе нет единства относительно сроков предоставления членства Украине, хотя в НАТО так и не пошли на ультимативные условия Москвы, которые должны были включать в себя юридические гарантии нерасширения блока за счет Украины, Грузии и других восточноевропейских государств, которые выявят такое желание. Поэтому такой договор может стать основой для новой системы европейской безопасности, ведь присоединиться к нему могут и другие государства – прежде всего, страны Балтии, Скандинавии и Центральной Европы.
Стратегические цели
Драйвером нового сотрудничества безопасности с Украиной среди наиболее западных государств в Европе является Великобритания. В Лондоне уже долгое время рассматривают возможности расширения своего геополитического влияния после «Брекзита» за счет поиска новых перспективных союзников в Европе. Украина – идеальный кандидат в этом списке – наше государство имеет выход к внутреннему Черному морю, имеет хороший экономический потенциал и, одновременно, существенные вызовы безопасности.
Кроме того, Великобритания – одна из европейских стран, последовательно пытающаяся внедрять более серьезную санкционную политику в отношении Кремля на фоне военной эскалации России у границ с Украиной. В Лондоне уже подготовили и анонсировали самый масштабный пакет санкций против России и российского капитала, работающий в том числе на территории Великобритании.
Польша, со своей стороны, новый союз безопасности рассматривает как возможность получить новое позиционирование среди европейских государств на фоне не всегда благоприятных отношений с ЕС. Польша первой ощутила возможности гибридной агрессии союза России и Беларуси на примере искусственно созданного миграционного кризиса. Кроме того, в случае широкомасштабного наступления на Украину именно Польша почувствует на себе последствия значительной волны украинских беженцев.
Проявляя проактивную позицию в сотрудничестве с Украиной, Польша и Великобритания преследуют собственные геополитические интересы. Однако и Украина, кроме военной поддержки и сотрудничества в оборонном секторе, получает свое геополитическое позиционирование, став основой для так называемых малых альянсов по военному сотрудничеству. Уже работает «Люблинский треугольник» (Польша, Литва, Украина), продолжается сотрудничество между Украиной, Молдовой и Грузией, а также все больше углубляется взаимодействие с Турцией.
Что даст новый формат сотрудничества?
В контексте сотрудничества безопасности следует упомянуть и об усилении экономических взаимосвязей. Во время сегодняшнего визита премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий сообщил о том, что Польша и Украина планируют построить общий газопровод для наращивания поставок газа между государствами. Кроме того, у Украины и Польши есть выходы к морям – откуда могут получать сжиженный газ через LNG-терминалы в том числе от прямых поставок из США.
Польшу беспокоит появление газопровода «Северный поток-2» и усиление сотрудничества в энергетической сфере между Россией и Германией, ведь тогда влияние Москвы на газовом рынке Европы существенно усилится. Для Польши, которая сейчас является экономикой с наиболее динамичными темпами развития – вопрос энергетической диверсификации – наиболее чувствительный.
Британия, получая нового союзника в Восточной Европе, расширяет свои сферы влияния и в долгосрочной перспективе повышает свой геополитический статус как основной партнер безопасности на всем восточном фланге НАТО. И таким образом перехватывает инициативу у Германии и Франции как основных провайдеров европейской безопасности.
Александр Радчук, специально для «Слово и дело»