Привязка к спросу, доллару и Минэкономики: почему растет цена на автомобильное топливо

Автомобильное топливо в Украине заметно подорожало с начала осени. Фактически за два месяца средняя стоимость бензина А-95 выросла на 2,15 грн. В то же время в начале октября Министерство экономики обнародовало новые расчеты средней стоимости бензина и дизельного топлива. «Слово и дело» пообщалось с экспертом по энергетике и попыталось выяснить, почему растут цены и какие прогнозы на будущее.

Как изменилась цена на топливо

В начале осени бензин А-95 премиум стоил 31,6 грн. за литр. Цена на бензин А-95 была несколько ниже – 29,68 грн за литр.

Стоимость бензина А-92 составила 28,85 грн, дизельного топлива – 27,90 грн. за литр.

Автомобильный газ стоил 17,48 грн. В целом за два месяца он подорожал меньше всего.

Цены на топливо по состоянию на 10 ноября:

  • бензин А-95 премиум – 33,83 (+2,23 грн);
  • бензин А-95 – 31, 82 (+2,14 грн);
  • бензин А-92 – 30,87 (+2,02);
  • дизельное топливо – 30,61 (+2,71);
  • автомобильный газ – 18,73 (+1,25 грн).

Таким образом, больше всего изменилась стоимость дизельного топлива и бензина А-95 премиум. Меньше всего – на автомобильный газ.

Наиболее резкий рост цены на автомобильное топливо произошел 12 октября. Дело в том, что 4 октября Министерство экономики опубликовало новые рекомендуемые граничные розничные цены на топливо.

Они оказались выше предыдущих: расчетная цена бензина достигла 26,50 грн за литр, а дизельного топлива – 23,23 грн за литр.

Таким образом, стоимость «обычного» бензина на АЗС не может превышать 31,50 гривны за литр, «обычного» дизельного топлива – 30,23 гривны за литр. Стоимость премиум-топлива и автогаза не регулируется.

Отметим, предельная цена содержит среднюю стоимость горючего и наценку, размер которой для дизтоплива не должен превышать 7 грн/л, а для бензина – 5 грн/л.

3 ноября была обнародована новая средняя стоимость бензина в размере 28,40 грн/литр и дизтоплива 24,90 грн/литр. С учетом максимальной торговой наценки предельная стоимость бензина составляет 33,40 грн/литр, тогда как дизтоплива – 31,90 грн/литр.

Если смотреть на цены по областям, то средние сильно не отличаются, особенно на бензин А-95. В то же время, следует учитывать, что в большом городе, например, Киеве, цены могут быть выше, чем в области. Потому средняя стоимость топлива балансируется.

Самый дорогой бензин А-95 – в Луганской, Одесской, Львовской и Донецкой областях (выше 32 грн). Самый дорогой автомобильный газ – в Одесской области (19 грн/литр).

Почему цены на топливо растут

Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев в комментарии «Слово и дело» объяснил, что существует несколько причин изменения стоимости топлива.

По его словам, можно выделить 4 основных фактора:

  • стоимость нефтепродуктов на границе;
  • курс национальной валюты;
  • спрос;
  • внешнее и административное влияние со стороны органов государственной власти, вмешивающихся в деятельность рынка по определенным соображениям.

О стоимости нефтепродуктов на границе. Украина закупает около 70% потребляемых нефтепродуктов. Особенно велика зависимость от дизельного топлива, которого завозится около 80%.

«Поскольку нефтяные котировки спекулятивно повысились до 80-83 долларов за баррель, это привело к тому, что с отсрочкой, но поднялись и цены на производимые в тех государствах нефтепродукты, откуда Украина их покупает. И это способствовало повышению стоимости нефтепродуктов на заправках», – отметил Рябцев.

С курсом доллара ситуация более интересная. Эксперт пояснил, что нефтепродукты закупаются по коммерческому курсу, в основном за евро. За евро определяется величина акцизного налога.

В то же время, в течение этой осени наблюдается довольно нетипичная ситуация для Украины – курс доллара падает, а гривна укрепляется, несмотря на типичные сезонные колебания. По словам Рябцева, это наоборот способствовало снижению стоимости нефтепродуктов на границе.

Почему тогда цены на бензин растут? Именно в этой ситуации на стоимость топлива влияют другие факторы.

Воздействие спроса. Директор специальных программ научно-технического центра отметил, что спрос обычно растет в летний период, когда наступает сезон отпусков, и в осенний период, когда проходят полевые работы.

«Спрос был большим на бензин летом. Спрос был велик в конце лета – начале осени на дизельное топливо из-за полевых работ. Сейчас понемногу спрос уменьшается – прежде всего дизельное топливо, поскольку полевые работы завершились, и к зиме он уменьшится почти на треть по сравнению с сентябрем и октябрем месяцем. А это будет способствовать уменьшению стоимости нефтепродуктов», – объяснил эксперт.

Кроме того, для дизельного топлива будет смена продажи летних марок на зимние.

«Поэтому мы будем наблюдать сначала снижение цен, а затем повышение цены на дизельное топливо из-за этого сезонного фактора», – отметил Рябцев.

Еще один фактор – административное влияние. По словам эксперта, ежегодно публикуются рекомендованные цены на так называемое социальное топливо.

«Но эти публикации каждый раз дестабилизируют ситуацию на рынке, потому что даже когда другие факторы бездействуют, эти публикации почему-то рекомендуют трейдерам поднять стоимость нефтепродуктов в рознице», – рассказал эксперт.

В целом, по его словам, если подытожить, то основным фактором влияния на рынок были именно публикации Минэкономики, которые подталкивали абсолютное большинство трейдеров к повышению стоимости топлива.

«Другие факторы либо компенсировали друг друга, либо их изменение не было столь значительным, чтобы способствовать существенному увеличению стоимости нефтепродуктов на заправках. Учитывая это, государственное «регулирование» стало тем драйвером роста стоимости топлива на заправках с начала осени этого года», – считает Рябцев.

Почему государство позволяет поднять цены? По мнению эксперта, методика, по которой определяется рекомендованная цена, не выдерживает критики и несовершенна.

«Если государство позволяет поднять цены, то почему бы не воспользоваться такой возможностью? Даже если никаких экономических оснований для этого нет», – подчеркнул он.

Также Рябцев добавил, что если проанализировать ситуацию на рынке топлива, попытки государственного регулирования привели не к снижению цен на заправках, а к их росту.

Какая ситуация с другим топливом

Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев пояснил, что сейчас происходит переход по продаже летнего дизельного топлива на зимнее.

Зимнее топливо не густеет при низкой температуре, в отличие от летнего.

«Поскольку летних запасов очень много, их нужно быстро распродать, поэтому цены на дизтопливо пошли вниз. В то же время, когда начнут продавать зимнее топливо (через несколько недель), тогда цена будет расти. К тому же зимнее топливо на несколько процентов дороже, чем летнее», – отметил эксперт.

Он добавил, что в настоящее время также есть определенные проблемы со сжиженным газом (автогазом), потому что российские поставщики уменьшили объемы поставок этого ресурса в Украину.

Среди причин Рябцев выделил увеличенный спрос на сжиженный газ в Турции, Польше, России и других странах, которые используют этот газ не для автомобилей, а для котлов (для тепла).

Также эксперт подчеркнул, что это типичная ежегодная ситуация, которая наблюдается с наступлением отопительного сезона.

Напомним, ранее мы писали, как менялась цена бензина за годы независимости Украины.

Как в Украине с 1996 года выросла средняя зарплата и стоимость бензина можно посмотреть на инфографике.

Анастасия Дячкина, специально для «Слово и дело».

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО