Аккурат к тридцатилетию Независимости Государственная служба статистики Украины выкатила большое исследование состояния наших с вами домохозяйств. Там много всяких цифр, но главное, что из них следует – вот новость! – что украинцы бедные люди.
Собственно, это не суммирующий вывод на основе неких объективных показателей, а так себя характеризуют сами опрошенные граждане. Если человек называет себя бедным, видимо, это так и есть. 67% украинских домохозяйств, по данным Госстата, отнесли себя именно к бедным. К небедным, но не дотягивающим до уровня среднего класса, – 32%. Лишь один процент готов считать себя средним классом. Богатых не обнаружили. То есть они есть, конечно, просто за забор к себе, как водится, не пустили.
Можно было бы подумать, что наши соотечественники привычно прибедняются, но нет. 36,6% домохозяйств отказывают себе в самом необходимом, кроме продуктов питания. 3,2% признались, что и на еду не хватает. 48,4% вроде бы могут себе позволить и продукты, и необходимые товары и услуги, но откладывать сбережения не получается. Получается только у 11,8%.
Эти данные приблизительно совпадают с результатами опроса, проведенного в феврале Институтом социальной и политической психологии НАПН совместно с Ассоциацией политических психологов Украины. На вопрос «Хватает ли денег вашей семье?» 12% украинцев ответили, что совсем не хватает, 24,4% – еле-еле хватает, 39% – только на самое необходимое. В основном хватает – 21%. 3% – хватает почти на все, 0,8% – хватает полностью.
Данные опроса КМИС, проведенного в конце июля, свидетельствуют о том же: 14,1% респондентов не хватает на еду, 43% хватает только на еду, 32,8% – на повседневные нужды туда-сюда, а вот покупка крупной вещи уже проблема. К людям с высоким достатком отнесли себя 7,7% опрошенных.
С какой стороны ни посмотри и каким способом ни померяй, наши люди в большинстве действительно живут бедно. Было бы странно, если бы было иначе в стране, которая неизменно входит в тройку беднейших в Европе уже не по субъективным ощущениям и личному опыту граждан, а по обобщающим экономическим показателям вроде ВВП на душу населения. Когда на фоне этого непреложного факта звучат громкие уверения, что Украина созрела для вхождения в Европейский Союз, а тот преступно медлит, становится несколько неудобно, как бывает в гостях, когда надо снять обувь, зная, что на носках дырки.
Бедность не просто порок, вопреки известному выражению, это очень стыдный порок, когда речь идет не об ответственности отдельного человека, оказавшегося, часто не по своей воле, в сложной жизненной ситуации, а о большой, бесконечно одаренной природой стране, которая долгие годы валяет дурака. Украине невозможно быть бедной, но она умудряется.
Каждое следующее начальство в той или иной форме провозглашает конец эпохи бедности, и ведь не обманывает, просто речь об определенном круге людей, а он неизменно узок. Все больше кажется, что эта упрямая массовая бедность украинцев проходит по категории сущностных черт и буквально защищается государством как национальное достояние. Не дай бог жизнь наладится – потеряем себя и страну.
Существует множество исследований, которые показывают, что бедные граждане – так себе граждане, потому что за отупляющими заботами о пропитании и элементарном выживании им не до высоких гражданских запросов. И в этом смысле да, оставлять людей за порогом благополучия вполне выгодная стратегия для тех, кто находится у власти: меньше спрос. И знаете, судя по результату к тридцатому году независимого существования Украины, эта стратегия доказала свою успешность. Вопреки всем революциям. Миф о каком-то особом свободолюбии украинцев льстит нам и несколько подслащивает то горькое обстоятельство, что жизнь наша по современным стандартам жалка и убога. И изменить его мы до сих пор оказались не в силах.
Леонид Швец, специально для «Слово и дело»
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.