С марта прошлого года школьники, студенты и преподаватели ощутили на себе все преимущества и недостатки дистанционного обучения. Для кого-то это стало эффективной экономией времени, а другие очень потеряли в знаниях. Такая система образования породила дискуссию о правах и обязанностях учеников, родителей и учителей при дистанционном обучении. Как понять, что ваши права нарушили ‒ в материале «Слово и дело».
Что запрещено при дистанционном обучении
- За отсутствие ученика нельзя ставить двойку ‒ в ячейке журнала должно быть «н».
В соответствии с постановлением правительства ученик обязан объяснить свое отсутствие на уроке и подкрепить эти слова соответствующей справкой.
В постановлении говорится, что причинами могут быть: болезнь, семейные обстоятельства, визит к врачу, лечение в санатории, визит в военкомат или другие органы государственной власти или самоуправления.
- Ставить двойку, если ученик не выполнил задание из-за технических проблем.
Неудовлетворительная оценка из-за технических неисправностей ‒ это недопустимо. Такое поведение учителя является нарушением критериев оценивания. Если ученик связался с преподавателем и сообщил, что у него нет интернета, то имеет право получить вторую попытку для выполнения заданий.
- Заставлять учеников включать видеокамеры.
Некоторые учителя считают должным исключать ученика из видеоурока, если он отказывается включить камеру. В законе об образовании и Конституции говорится, что такие действия нарушают права ребенка на полное общее среднее образование.
- Фотографировать учеников во время урока.
Учителя часто делают скриншоты или запись экрана и делятся ими в сети, но это нарушает право детей на приватность. Прежде чем включить запись или сделать скриншот, стоит предупредить детей, а нежелающие могут просто выключить камеру.
- Давать детям весь материал на самостоятельную обработку.
Учителю нужно определиться с платформой проведения онлайн-уроков, обычно педагоги используют Google Classroom и Zoom. Платформы преподавания должны быть бесплатными.
Что разрешено при дистанционном обучении
Ученик и учитель имеют право на несколько минут отлучиться с онлайн-урока. Не обязательно называть причину, достаточно просто написать об этом в чате.
Также родители могут получить объяснение от школы, почему условно учитель математики не вычитывает детям все уроки.
Учитель обязан придерживаться расписания, а форму преподавания он выбирает самостоятельно. Однако выполнение программы является обязанностью учителя. В соответствии с Положением о дистанционном обучении, не менее 30% материала должно преподаваться в синхронном режиме.
Куда жаловаться на плохую учебу
Если в вашей школе есть такие нарушения, то обратитесь к директору школы и напомните, что основатель учебного заведения, согласно Положению, должен организовать системно-техническое обеспечение дистанционного обучения в учебном заведении. А если директор не отреагировал на ваши просьбы и заявления ‒ обратитесь в соответствующее управление (департамент, отдел) образования.
Обязанности родителей при дистанционном обучении
По украинскому законодательству, родители также отвечают за образование детей и должны прилагать усилия, чтобы ребенок получил доступ к образованию. А согласно инструкциям МОН, если ребенок не учился без уважительной причины более десяти дней, то об этом должны быть проинформированы соответствующие службы по делам детей.
Таким образом в Едином государственном реестре судебных решений появились дела, где родителей обвиняли в том, что они не смогли организовать для ребенка дистанционное обучение. Часто такие дела закрывали или давали родителям устное предупреждение.
Например, Новгород-Северский районный суд Черниговской области рассматривал дело, где мать обвиняли в том, что она не уделяла должного внимания своему сыну на дистанционном обучении. Женщина вину признала, указав, что во время карантина ее сын находился у бабушки, где не было возможности подключиться к интернету, хотя все домашние задания ребенок делал и посылал учителям по телефону. Учитывая это, суд также ограничился устным замечанием.
Кто должен обеспечить учеников и учителей техникой
В Министерстве образования и науки признают, что даже несмотря на вызовы пандемии система еще не способна полностью обеспечить школы интернетом и техникой. Из 14,8 тыс. школ, работающих в стране, 43 учебных заведения до сих пор без интернета, а 2,5 тыс. ‒ имеют очень слабое соединение.
Ответственность за материально-техническое обеспечение школ лежит на местной власти. Кроме того, в 2021 году из государственного бюджета запланировано 1 млрд грн субвенции местным бюджетам для обустройства рабочего места учителя компьютерным оборудованием. А пока родители вынуждены самостоятельно покупать детям всю необходимую технику.
Трудности дистанционного обучения
Проблемы дистанционного образования коснулись даже развитых стран мира. Исследование Центра демографических наук Оксфордского университета среди учеников нидерландских школ показало, что за восемь недель такого обучения дети с высокими успехами недоучили пятую часть материала, а все остальные ученики не усвоили и половины из всего, что им преподавали.
В Украине ситуация не лучше, если частные школы еще проводят полноценные занятия, то многие государственные ‒ пренебрегают продолжительностью и качеством дистанционных уроков. Так же не налажена система проверки уроков, каждый учитель предлагает свое, а дети теряются между ссылками, почтой и логикой преподавания каждого предмета.
Учитель в свою очередь также стал заложником ситуации. Сначала он искал себе технику, затем учился работать с ней, а дальше было самое трудное ‒ переделать методику преподавания. Записанные конспекты не подходят для дистанционного обучения, поэтому учителя начали писать презентации и искать дополнительные подходы, чтобы заинтересовать детей.
Еще одна проблема ‒ списывание. Казалось бы, а кто из нас не списывал в школе, но здесь вопрос в регулярности. Даже успешные дети перестали добросовестно изучать формулы и самостоятельно писать все работы ‒ в этом нет смысла, если перед тобой открыта книга.
Выпускники школ вообще живут в постоянной неопределенности, что также отображается на их психоэмоциональном состоянии и учебе. Отмена ГИА, перенос пробного ВНО, попытки организовать выпускной, репетиторы ‒ и это еще далеко не полный перечень забот 11-классника.
В университетах ситуация все же лучше, с материально-технической базой проблем меньше и студенты несколько более ответственно относятся к таким условиям. Преподаватели идут навстречу, давая возможность сдать задание позже срока.
Дискуссионных ситуаций избежать невозможно, но стоит помнить, что в образовательной среде, и не только, любую проблему можно решить путем диалога.
Напомним, учебный год в образовательных учреждениях может быть продлен, если возникнет такая необходимость. Соответствующие решения будут принимать местные власти.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.