Венецианская комиссии предоставила свои выводы по двум законопроектам о деятельности КСУ.
Оценку комиссия опубликовала на сайте Совета Европы.
Комиссия проанализировала новый законопроект о конституционной процедуре и альтернативный законопроект о порядке рассмотрения дел и исполнения решений КСУ, которые были внесены по рекомендации комиссии, выданной в декабре 2020 года.
Венецианская комиссия приветствовала отзыв президентом Украины Владимиром Зеленским законопроекта №4288, который приостанавливал полномочия всех судей КСУ, и рассмотрение проекта закона №4533 О конституционной процедуре.
«Проект закона о конституционной процедуре учитывает рекомендации, высказанные Венецианской комиссией в ее срочном выводе о реформе Конституционного Суда, и вносит много улучшений. Основные новинки были введены в области конституционных жалоб, публичности и открытости конституционного судопроизводства, формирования сенатов и коллегий и распределения дел, доступа к материалам дела, дисциплинарной ответственности судей и внутреннего функционирования Конституционного Суда», – отметили в заключении.
В комиссии указали недостатки законопроекта. Он не содержит положений о новой системе конкурсного отбора судей, включая международный компонент, как это рекомендовано в срочном заключении.
Венецианская комиссия рекомендовала внести следующие изменения в законопроект:
- что касается процессуальной экономии, производства по конституционным жалобам, в которых сенат признает правовое положение неконституционным, следует передавать в Большую палату только при условии, что президент или парламент требуют такой передачи; что касается дисциплинарных производств, вместо исполнительной власти (то есть президента) инициатива возбуждения дисциплинарного производства должна быть предоставлена Национальному агентству по вопросам предотвращения коррупции;
- отсутствие какой-либо формы постепенных санкций в законопроекте является проблематичным. С целью введения в действие дисциплинарной системы за дисциплинарные проступки ниже порога «тяжкого дисциплинарного проступка» следует ввести другие санкции, такие как предупреждение, выговор, уменьшение зарплаты и т.д., и эти санкции должны применяться большинством судей;
- суд должен иметь возможность пересматривать свое собственное решение, если кто-то из его судей, проголосовавших за это решение, был осужден в окончательной инстанции за взятку в связи с принятием этого решения.
Относительно требований к голосованию Венецианская комиссия отмечает, что для подавляющего большинства европейских правовых систем требуется лишь простое большинство.
«В Украине конкретная ситуация после решения 13-r/2020 (которым КСУ признал недействительными части действующего антикоррупционного законодательства) может оправдать временное повышение требования к голосованию в Большой палате. Однако любое увеличение необходимого количества голосов должно быть процентным соотношением к количеству фактически назначенных судей, а не фиксированным количеством всех 18 судей. Такое увеличение может быть оправданным лишь до тех пор, пока определенный процент судей будет назначен в соответствии с новой системой конкурсного отбора», – заявили в комиссии.
Законопроектом предлагается КСУ принимать решения двумя третями от своего состава (12 судей), поскольку это абсолютное большинство. Сейчас решения могут принимать 10 судей КСУ. Также в законе прописана возможность заявления отвода отдельным судьям (за него должны проголосовать не менее 10 судей).
Напомним, в конце января спикер ВР Дмитрий Разумков попросил Венецианскую комиссию оценить законопроекты о деятельности КСУ.
«Слово и дело» ранее разбиралось с экспертом – чем занимается Конституционный суд Украины и что в нем надо изменить.
Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.