Война в Нагорном Карабахе: три важных урока для Украины

Денис Поповичжурналист

В ночь на 10 ноября завершился военный конфликт в Нагорном Карабахе. Премьер-министр Армении Никол Пашинян, президент Азербайджана Ильхам Алиев и президент России Владимир Путин подписали соответствующее заявление о прекращении огня. Азербайджан, который при поддержке Турции пытался установить контроль над непризнанной Нагорно-Карабахской республикой, в целом добился успехов. Какие выводы из этого может сделать Украина, которая также потеряла контроль над частью территории Донбасса и Крыма. И самое главное – можем ли мы повторить военный опыт Азербайджана.

Председатель Мюнхенской конференции по безопасности Вольфганг Ишингер в своем интервью журналистам предостерег Украину от попытки вернуть Донбасс военным путем, как это делал Азербайджан в отношении Нагорного Карабаха. «Даже не думайте об этом! Потому что отличие безумное! Там речь идет о конфликте двух маленьких государств на Кавказе, ни одно из которых не имеет стратегического значения ни для России, ни для США, ни для другой мировой силы», – заявил Ишингер.

По мнению политика, если Украина попытается вернуть Донбасс военным путем, то в противостоянии с РФ, которая поддерживает марионеточные «республики» «ДНР» и «ЛНР», нашу страну ждут очень большие неприятности.

С господином Ишингером можно одновременно и поспорить, и согласиться. Дело в том, что недавний конфликт в Нагорном Карабахе не был просто войной «двух маленьких государств». Это был новый раунд исторического противостояния между двумя мощными региональными игроками – Россией и Турцией за контроль над кавказским регионом. За этот приз русские и турецкие солдаты неоднократно проливали свою кровь в прошлых войнах.

На новом этапе истории Турция решила действовать руками азербайджанских военных, снабдив их оружием, ресурсами и политическим прикрытием. В результате Россия на войну не явилась, из-за чего в ноябре 2020 года произошла немыслимая вещь – впервые за последние 100 лет на Кавказе появились турецкие военные.

Возвращение Турции на Кавказ – и есть главный результат этой войны, в которой Анкара соперничала с Москвой, действуя с помощью своих азербайджанских «прокси». Теперь, когда мы разобрались с ролями, настало время сказать, в чем Вольфганг Ишингер был прав.

А прав он, собственно говоря, в том, что нам действительно рано думать о военном освобождении Донбасса. По крайней мере, пока за спиной у «ДНР» и «ЛНР» стоит Россия и нет уверенности в том, что она не «впишется» за своих марионеток, как это уже произошло в 2014 году. Другими словами, для военного решения проблемы нужно сначала выключить Кремль из игры, чего Украина на сегодняшний день сделать пока не в состоянии. А значит, если повторять опыт Азербайджана – значит повторять его во всем. Нам нужен серьезный союзник, условная Турция, которая могла бы дать нам оружие, специалистов и, одновременно, иметь достаточно возможностей для того, чтобы удержать РФ от вступления в войну.

Необходимость иметь за спиной сильных союзников — это первый урок, который мы можем извлечь из недавней войны в Нагорном Карабахе.

Второй урок – помощь союзника не будет бесплатной. Нам нужно будет его чем-то заинтересовать. В любом случае, это будет какой-то актив, с которым в другой ситуации мы не захотели бы расстаться. А в худшем случае «помощь друга» может грозить нам потерей части суверенитета, в обмен на возврат территорий.

Впрочем, условная Турция, которая могла бы оказать нам реальную военную помощь, на горизонте пока не просматривается. Но третьим, и самым главным, уроком мы вполне можем воспользоваться самостоятельно. Боевые действия в Нагорном Карабахе представляли собой войну будущего, которая велась с помощью беспилотных средств, летающих роботов, предоставленных Турцией Азербайджану. Эти же средства, к примеру, беспилотники Bayraktar, имеются уже и в нашем распоряжении. А Турция с Азербайджаном являются нашими партнерами. Объединив наши возможности и опыт, мы уже можем начать готовить Вооруженные силы Украины к современным методам ведения войны. А у сильного государства и союзники появляются быстрее.

Денис Попович, специально для «Слово и дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО