Отставка Смолия: повлияет ли смена главы Нацбанка на отношения с МВФ

Андрей Вигиринскийюрист

Если Верховная рада согласится отправить в отставку главу Нацбанка Якова Смолия, это не может автоматически вызвать эмиссию гривны, доллар по 40 гривен и таяние золотовалютного резерва страны. Никакой катастрофы в финансовой и экономической жизни украинцев не случится. Такое мнение в комментарии «Слово и дело» высказал экономический эксперт Андрей Вигиринский.

«В своих интервью Гонтарева, Рожкова, Смолий убеждали украинцев в том, что ценность Нацбанка и его реформирования заключается в том, что создана полноценная независимая государственная институция. Но институция – это не персона. Тогда почему мы наблюдаем информационный шквал со стороны демократических СМИ и экспертов о том, что с отставкой Смолия Нацбанк как институция окажется слабым? То есть непонятно, они смогли выстроить сильного регулятора или нет?» – отметил эксперт.

Относительно заявления Смолия о политическом давлении Вигиринский прокомментировал, что в условиях экономического кризиса во всех странах мира давление испытывают прежде всего правительство и центробанк.

«И в мире сейчас аналогично. Давление на европейский центробанк, на федеральную резевную систему, в том числе на главу центробанка РФ. Что это за давление? Появляются публикации в СМИ о том, что можно смягчить монетарную политику в определенной степени и профинансировать расходы госбюджета, в том числе и виплаты пособий тем людям, которые экономически пострадали в результате коронавируса, за счет высвобождения денежных средств через эмиссию. Но у нас это невозможно», – отметил Вигиринский.

Он пояснил, что печатания денег не будет, поскольку на уровне закона о Нацбанке действует прямой запрет на финансирование расходов правительства: «Есть запрет, он продолжает действовать, никто изменения в закон о Нацбанке не вносит и, как следствие, никакой эмиссии не будет».

О сотрудничестве с МВФ Вигиринский напомнил, что Украина взяла на себя обязательства по дефициту госбюджета на уровне 8% и сейчас никто эту программу не просматривает.

«Мы находимся в рамках этого дефицита. Для того, чтобы эмитировать, то есть напечатать дополнительные деньги, нужно вносить изменения в закон о государственном бюджете, в расходно-доходную части, а главное – надо провести с согласия МВФ. Этого всего тоже не будет, и никто это не будет инициировать ни на уровне правительства, ни на уровне Минфина, ни на уровне Верховной рады», – заверил Вигиринский.

По его словам, в программе сотрудничества с МВФ речь идет о сохранении институциональной самостоятельности Нацбанка, которая предусматривает, что решения принимаются правлением регулятора, а не лично Смолием.

«Кадровые решения, особенно увольнение по собственному желанию, отнюдь не являются формой изменения институциональной независимости Нацбанка. Если господин Смолий, понимая, что будет подвергаться постоянной критике, не хочет это терпеть, то это его решение, и не надо говорить о политическом давлении», – акцентировал эксперт.

Он добавил, что, кроме правления Нацбанка, есть совет регулятора – надзорный орган реализации политики финучреждения.

«Господин Данилишин, возглавляющий совет Нацбанка, периодически пишет статьи о том, что на самом деле деятельность правления Нацбанка носит деструктивный характер с точки зрения выполнения возложенных на него функций. Мол, недопустимо концентрироваться исключительно на сдерживании инфляции в условиях, когда стране необходим рост ВВП. В частности, Данилишин подчеркивает, что в стране недоступны кредиты для бизнеса и населения, а это как раз вопрос Нацбанка, определяющий критерии рискованности предоставления кредитов», – сказал Вигиринский.

В банковской системе есть около 250 млрд грн, которые находятся исключительно во владении банков и могут быть направлены в экономику, но не направляются туда, потому что Нацбанк сделал все, чтобы коммерческим банкам было выгоднее хранить средства и зарабатывать на этом, не кредитируя бизнес и население, а размещая эти средства в депозитных сертификатах самого Нацбанка, в облигациях государственного внутреннего займа.

«То есть Нацбанк создает коммерческим банкам возможность зарабатывать на финансовых инструментах, отличных от тех, которые стимулируют развитие экономики. Это кредитование, которое у нас для среднего бизнеса происходит под середнюю процентную ставку в 25-32%. Середняя процентная ставка, что бы они не рассказывали об учетной ставке, это совсем другое. Об этом рассказывает Данилишин. Поэтому вопрос не находится в плоскости дефолта или оттока инвесторов, и как следствие – исчерпания золотовалютного резерва, который, кстати, создается не за счет инвесторов», – пояснил Вигиринский.

Что касается оттока инвестиций, эксперт напомнил, что за последние 2 года международных инвестиций почти не было, а если инвестор захочет продавать свои активы в период кризиса, то это необдуманный поступок, потому что продавать придется дешевле, чем было вложено средств.

«Мне кажется, во многом паника, связанная с отставкой Смолия, надумана. После отставки главы правления Нацбанка, если таковая состоится и для нее будет достаточно голосов в Раде, велика вероятность того, что дальше будет еще и отставка заместителей главы правления. Потому что состав правления формирует его глава», – сказал Андрей Вигиринский.

О том, каким образом отставка Смолия может повлиять на дальнейшее сотрудничество с МВФ и вызвать изменения и в параметрах кредитно-денежной политике, в комментарии «Слово и дело» рассказал экономический эксперт Владимир Сиденко.

Также мы писали о реакции фракции «Слуга народа» на заявление об отставке Смолия.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

Лучшие инфографики от аналитиков «Слово и дело» каждый день без лишнего текста – в телеграм-канале Pics&Maps.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО