Переаттестацией в прокуратуре многие остались недовольны, а часть прокуроров восстанавливается в должностях через суды. Хотя изначально намерение сократить штат органов прокуратуры с помощью тестирования и проверки на добропорядочность было хорошей и правильной идеей. Что же пошло не так, и как можно исправить ситуацию «Слово и дело» обсудило с юристом Алексеем Ничипоренко.
Одной из основных проблем реформы стало новое законодательство. По мнению Алексея Ничипоренка, в первую очередь надо внести изменения в Закон «О прокуратуре», убрав норму о том, что прокуроры, не прошедшие аттестацию, могут вернуться в орган только спустя год.
«Этот «буферный» год – бессмысленный. Областные и районные прокуратуры нуждаються в кадрах. Люди, вернувшиеся в регионы после провала с Офисом генпрокурора, нужны на местах», – убежден юрист.
Также следует отрегулировать норму, обязывающую пройти практику в Академии прокуратуры для тех, кто ранее работал в органах прокуратуры (после внедрения новой редакции УПК).
«Прокурор, который поддерживал обвинение в статьях, предусматривающих пожизненное заключение, не должен сидеть в аудитори со студентами», – настаивает Ничипоренко.
Юрист считает, что необходимо создать аппеляционные комиссии для пересмотра решений о непрохождении собеседований, а также выработать единые стандарты для проверки прокуроров на доброчестность и дать возможность пересдачи тестов сотрудникам Генеральной прокуратуры, поскольку на подготовку к ним было выделено слишком мало времени (за 7 дней необходимо было проработать 6 тыс вопросов).
Что касается назначения на руководящие должности, необходимо изменение процедуру, предусмотрев возможность конкурса, чтобы каждый мог подать свою кандидатуру, а не назначаться генпрокурором. При этом в комиссии, которые будут рассматривать кандидатуры, должны входить руководители тех направлений, куда претендент подал документы.
«Также нужна корневая реструктуризация Офиса генерального прокурора. Должен использоваться единый принцип распределения производств в зависимости от органа, который проводит досудебное расследование и распределение загрузки на прокурора и руководителей. И безусловно следует разобраться с зарплатами. Перестать начислять высшему руководству Офиса зарплаты, не соответсвующие объему выполненых работ», – убежден Ничипоренко.
Кроме того, юрист настаивает на том, что нужны изменения в законодательство в части получения процента от возмещенных в бюджет средств. Также пора разобраться с системой електронного документооборота – не популярной частью реформы среди генпрокуроров.
Ранее «Слово и дело» писало, почему уволенные после переаттестации в Генпрокуратуре прокуроры успешно восстанавливаются через суд.
Также мы подробно разбирались, какие плюсы и минусы переаттестации прокуроров, проведенной в рамках реформы прокуратуры.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.