В Кабмине сделали прогноз на второе полугодие 2020 года. Так, уровень ВВП может упасть на 3,9%. При том, что с начала пандемии коронавируса ожидался рост ВВП на 3,7%. Также, судя по ситуации на валютном рынке, стоимость доллара может составить 29,5 гривен, тогда как прогнозировалось 27 гривен за доллар. Кроме того, правительство ожидает, что инфляция временно ускорится до 8,7%, однако уже в следующем году вернется к целевым 5%. О чем свидетельствуют показатели Кабмина и насколько они реалистичны, «Слово и дело» пояснил директор экономических программ Центра Разумкова Василий Юрчишин.
Экономист подчеркнул, что показатели во многом выглядят очень оптимистично, поскольку все расчеты строятся исходя из предпосылок достаточно скорого окончания карантина. «Однако, к сожалению, реальных процессов распространения вируса мы не знаем, а количество заболевших не имеет тенденции к снижению», – добавил Юрчишин.
Он также указал, что важно учесть, как будет развиваться ситуация у торговых и экономических партнеров Украины. Пока что Европа имеет ограниченные возможности для возобновления роста
Падение ВВП на 3,9%
Падение реального ВВП правительство оценивает в 3,9%, что слишком оптимистично. В период финансового кризиса 2009 года реальный ВВП Украины упал на 14,8%. В течение 2014-2015 годов его совокупное падение составило 17%. При этом, во-первых, внешние рынки поддерживали спрос на украинский экспорт, а во-вторых – профессионализм правительства, хотя и подвергался критике, однако был явно выше нынешнего.
Проводится политика, которая имеет мало общего со стабилизационной.
Сегодня же правительство предлагает краткосрочные и крайне ограниченные антикризисные меры, которые не способны преодолеть уже проявленные провалы, слишком осторожны в введении стимулирующих фискальной и (в координации с НБУ) монетарной политики, а глобальная ситуация (для нормализации которой при положительных сценариях нужно будет 2-3 кварталы) вряд ли станет стимулятором для украинской экономики. По предварительным оценкам, даже при относительно позитивном сценарии, если эпидемический кризис завершится к осени, падение реального ВВП составит не менее 7%.
Курс на 29,5 гривен за доллар
Курс вряд ли поплывет дальше, поскольку, если учесть показатели по зарплате и занятости, ситуация будет ухудшаться. Следовательно, покупательная способность и жизненный уровень населения будет снижаться. В таких условиях население просто не будет иметь возможностей покупать валюту, которая часто служит средством сбережений.
Скорее всего, граждане будут вынуждены продавать часть своих сбережений, чтобы поддержать свой жизненный уровень. Возможности для девальвации гривны будут ограничены не от хорошей жизни, а в связи с низким жизненным уровнем населения.
Рост инфляции с 5,5% до 8,7%
К сожалению, уточнения, о какой именно инфляции говорится – декабрь к декабрю или среднегодовой – отсутствует. В любом случае это слишком оптимистичный показатель в условиях уже проявленного уменьшения производства практически во всех секторах.
Если снова обратиться к отечественным кризисным шокам, то темпы инфляции в 2009 году составляли 12,3% (декабрь к декабрю) и 15,9% (среднегодовые), в 2014-м – 24,9% и 12,1% соответственно. То есть более 12% любого показателя. При том, что в указанные периоды происходило критическое снижение покупательной способности населения, в том числе в результате обвала гривны, что сдерживало инфляцию.
Также важны еще два обстоятельства. Во-первых, мы уже имеем стремительную девальвацию гривны, что привела к удорожанию всего импорта, за которым подтянутся и внутренние цены. Во-вторых, рост стоимости поставок, налаживание разорванных связей, преодоление карантинных препятствий и тому подобное. А поскольку инфляционное давление усиливается со стороны предложения, а не роста спроса, то и ухудшение реального благосостояния не сможет стать сдерживающим для инфляции фактором.
Чего ждать дальше?
Все зависит от дальнейших шагов правительства. Пока что правительство ориентируется на запретительные меры. Разговоры о том, что будут кого-то стимулировать и поддерживать, остаются разговорами. Например, в начале обещали пересчет пенсий в апреле, потом – в мае, теперь – уже в конце мая. С одной стороны, это говорит об отсутствии ресурсов, а с другой – о том, что правительство ориентируется на ограничения, а не на развитие, стимулирование.
Нужно что-то решать с транспортными перевозками, возобновлять работу не ограниченного числа предприятий, а многих. Стимулирование бизнеса не должно сводиться к узким программам по типу 5-7-9. Нужно предоставить, действительно, расширенный доступ к кредитным ресурсам. Например, во многих европейских странах действует нулевая ставка, есть облегченный доступ к ресурсам для всех видов бизнеса, не только малого или среднего.
Если правительство начнет работать на расширение занятости, стимулирование экономики, а не прибегать исключительно к запретительным мерам, то показатели восстановления экономики будут оптимистичнее.
Как изменился макроэкономический прогноз Кабмина на 2020 год – смотрите на инфографике.
Напомним, «Слово и дело» собрало прогнозы экспертов о том, что будет с экономикой Украины после окончания карантина.
Также мы писали о том, как кредиты Международного валютного фонда влияют на экономику Украины.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.