За последние два месяца в Украине цены на топливо существенно снизились, только автогаз за неделю подешевел на 40 копеек. Тенденция на снижение должна сохраниться в ближайшее время. Такую точку зрения в комментарии «Слово и Дело» выразил директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Геннадий Рябцев пояснил, что снижению цен на топливо послужили объективные и субъективные факторы. Среди последних – неофициальная просьба президента Украины Владимира Зеленского.
Рябцев напомнил, что во время встречи с трейдерами было сказано, что трейдеры могли бы перевести скидку для лояльных клиентов, размер которого составляет около доллара, по расчётам ОПУ, на стелы АЗС. Трейдеры согласились при условии, что государство поборет теневой сегмент рынка нефтепродуктов.
Энергетик обратил внимание, что на протяжении января стороны старались выполнить обещания. Трейдеры снизили цены более, чем на 2,5 гривны за литр, а правительство сделало вид, что борется с нелегальными АЗС. Сначала заявляли о закрытии 800 станций, потом – 400, а сейчас – 200. При этом изначально трейдеры вели разговор, что около трети рынка находится в тени, отметил он.
По словам эксперта, объективная причина снижения цен на топливо заключается в том, что нефтепродукты на границе сейчас стоят намного дешевле, чем в конце прошлого года. Кроме того, курс гривны достаточно стабилен и не спешит дешеветь, уточнил он.
Геннадий Рябцев также к объективным причинам отнес теплую зиму.
«В восточной Европе, Турции дизельное топливо, сжиженный газ используется как котельное топливо, то есть для генерации тепловой энергии. Поскольку зима теплая, те объёмы, на которые рассчитывали производители, не были выкуплены. Следовательно, цены для украинских трейдеров оказались ниже, чем они сами ожидали. Ресурса оказалось больше, чем нужно», – разъяснил специалист.
Энергетик обратил внимание на то, что даже сжиженный газ дешевеет на протяжении полутора месяцев, как минимум.
Директор специальных программ научно-технического центра «Психея» уточнил, что данные факторы способствовали тому, что у трейдеров были и объективные основания для того, чтобы снижать цены на бензин и дизельное топливо.
«Что будет дальше? Пока нет никаких форс-мажорных обстоятельств, которые каким-то образом могли бы изменить ситуацию в худшую для автомобилистов сторону», – резюмировал директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
Ранее мы писали, какие меры принимают в Украине во избежание дефицита топлива.
Динамика стоимости топлива для авто за последние пять лет – тут.