Кому выгодны новые пошлины на топливо и что будет с ценами?

Юрий Корольчукэксперт по энергетике

В Межведомственную комиссию по международной торговле (МКМТ) при Минэкономразвития была подана жалоба от крупнейших украинских производителей топлива. В своей жалобе производители просят провести антисубсидиарное расследование и ввести пошлины на российское дизельное топливо и сжиженный газ в размере 8,46% с повышением в течение пяти лет до 25,4%. Основным доводом производителей является демпинг со стороны российских экспортеров благодаря государственной поддержке. В комментарии «Слово и Дело» член наблюдательного совета Института энергетических стратегий Юрий Корольчук уточнил, что основным инициатором является «Укртатнафта», которая и ранее критиковала поставщиков-импортеров.

По его словам, к процессу подтянулись «Укрнафта», а также дочерняя компания «Нафтогаза» - «Укрдобыча». В случае последней, это попытка влиять на рынок. Поэтому они идут за внутренним игроком в надежде получить часть рынка, уточнил он.

«Есть ли смысл вводить дополнительные пошлины? Определенные решения, которые касались автогаза и дизельного топлива уже были, но «Укртатнафта» ничего не выиграла от этого. Теперь они предлагают более радикальные шаги», - отметил энергетик.

Эксперт обратил внимание на аргументацию, которая сводится к тому, что компании будут производить большие объёмы нефтепродуктов. Кроме того, говорят о защите отечественного производителя.

Юрий Корольчук считает, что инициатива в основном выгодна «Укртатнафте», которая хочет увеличить свою часть на рынке. Проблемы отечественных нефтеперерабатывающих предприятий не будут решены, о конкуренции на рынке также говорить не приходится, отметил он.

«Будет ли это защитой отечественно производителя? Если бы «Укртатнафта» обеспечивала на 90% интересы государства, армии, госкомпаний – да. Государству нужно было бы как-то поддержать производителя, ведь он работает на страну. Однако, компания работает в своих интересах, а не на государство», - пояснил член наблюдательного совета Института энергетических стратегий.

Он уточнил, что привязка к РФ-агрессору выглядит и вовсе странно, поскольку непонятно, почему предыдущие пять лет это никого не волновало. Кроме того, импорт из РФ полностью не остановится, уточнил он. В лучшем случае, «Укртатнафта» увеличит свое присутствие на рынке в два раза – из 15% до 30%.

Юрий Корольчук также подчеркнул, что в данном контексте важен международный аспект.

«Из какой страны будут поставлять нефть? Азербайджан может быть заинтересован. Представители сети «Сокар» уже приезжали в Украину, встречались с Владимиром Зеленским. Уже какие-то параллельные процессы идут», - добавил энергетик.

Член наблюдательного совета Института энергетических стратегий прогнозирует, что если пошлины установят, то цены на топливо вырастут.

По его прогнозам, для дизтоплива подорожание будет в среднем на 50 долларов на тонне, для пропан-бутана на 40 долларов.

«Следовательно, в среднем дизельное топливо подорожает на гривну, автогаз – на 50-60 копеек», - посчитал эксперт.

Энергетик не исключил, что часть людей переориентируются на другие источники. Теоретически, пойдут на заправки, которые контролируются группой «Приват».

«Важную роль будет играть ощущение рынка. Кто заправлялся дешевле, тот будет искать заправки дешевле. Двое из трех идут туда, где дешевле», - указал Корольчук.

Юрий Корольчук отметил, что пока нет однозначных выводов по поводу того, чем закончится этот процесс. Заявление должно сопровождаться решением.

«Возможно попробуют обойтись без внедрения пошлин. Например, будут наращивать поставки нефти, но предложат льготный механизм для тех, кто будет поставлять нефть», - резюмировал Юрий Корольчук.

Добавим, бензин и дизельное топливо с 2014-го по 2019 год подорожали более чем в два раза.

Динамика стоимости топлива для авто за последние пять лет – на нашей инфографике.

Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО