Министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий заявил, что одной из приоритетных задач возглавляемого им ведомства является увеличение доли лоукост (бюджетных) авиакомпаний на украинском рынке авиаперевозок. В частности, в Мининфраструктуры планируют в 2020 году увеличить такую долю до 45%. В комментарии «Слово и Дело» эксперт авиационной отрасли Богдан Долинце пояснил, что планы достижимые, но для этого нужно приложить усилия.
«Показатель 40% и более – выше, чем средний по Европе. Хотя, например, в Испании 50/50 – половина лоукостеров и столько же – классические перевозчики. Поэтому цифры можно считать реалистичными. Другой вопрос, что делать, чтобы достичь такого показателя?» – обратил внимание Богдан Долинце.
По его словам, сегодня много говорят о полетах лоукост-перевозчиков внутри страны. Однако есть несколько ограничений, прежде всего состояние инфраструктуры региональных аэропортов.
Долинце отметил, что уже есть некоторые сдвиги в вопросе состояния инфраструктуры региональных аэропортов. Это создает основания для роботов в этих аэропортах на международных направлениях, уточнил он.
«Если говорить о внутренних перевозках, то в первую очередь есть необходимость создания украинской регистрации соответствующей авиакомпании, передачу самолетов на ее баланс, чтобы она могла осуществить такие операции», – отметил специалист.
Долинце обозначил, что сейчас законодательство не предусматривает возможности полетов иностранных перевозчиков внутри страны.
«Другой шаг состоит в том, чтобы разрешить иностранным перевозчикам летать внутри страны. Но с точки зрения экономики, такие меры будут уступать нашим правам. Дело в том, что украинские перевозчики таких прав в Евросоюзе не имеют», – констатировал Богдан Долинце.
По его мнению, еще один возможный вариант – подписать соглашение об открытом авиационном пространстве.
«Учитывая, что связанное с Британией после Brexit ограничение снято, Украина и ЕС могут подписать соглашение об общем авиационном пространстве. Это позволит европейским компаниям летать внутри Украины, а украинским – между странами Евросоюза», – пояснил Богдан Долинце.
Также эксперт обратил внимание на инициативу Министерства инфраструктуры отменить НДС на внутренние рейсы.
Он уточнил, что европейское регулирование рекомендует не применять НДС на полеты внутри страны, поскольку они с точки зрения конкуренции дороже, чем полеты между соседними странами.
Эксперт подчеркнул, что полет со Львова в любой польский город обойдется дешевле, чем полет на такое же расстояние внутри Украины. Все потому, что на международные полеты не применяется ставка НДС.
«В принципе, некоторые страны не применяют НДС, но некоторые все же оставляют. Но ради справедливости нужно понимать, что у этих стран ставки НДС намного ниже, чем в Украине», – добавил Долинце.
Эксперт авиационной отрасли предположил, что минимальная ставка НДС в Украине или отмена ставки вовсе может оказать стимулирующий эффект.
«Для авиакомпаний расходы останутся прежними. Однако для пассажира будет снижение стоимости. Уже не будет применяться ставка 20% НДС, что дает компаниям возможность снизить стоимость билетов до 20%. Не факт, что все снизят на 20%, кто-то больше, кто-то меньше, но в целом это было бы ощутимо», – прокомментировал Богдан Долинцце.
Отметим, в Программе деятельности правительства говорится, что в Украине значительно вырастет доля авиационных маршрутов, которые выполняются по лоукост-модели.
Ранее мы сообщали, какие авиакомпании-лоукостеры уже есть на рынке Украины.
Добавим, 30 января 2019 года кандидат на пост президента Украины Владимир Зеленский в своей предвыборной программе пообещал восстановить аэропорты в каждом областном центре.