Сила привычки: справится ли Украина без кредитов МВФ в 2020 году?

Александр Радчукполитолог

В конце прошлого года президенту Владимиру Зеленскому и правительству Алексея Гончарука удалось договориться с Международным валютным фондом о новой программе сотрудничества. По словам главы государства, ключевая цель нового сотрудничества с Фондом – ускорение темпов роста украинской экономики. Мол, нынешние темпы новую власть не устраивают.

Правда, в самом МВФ, миссия которого закончила свою работу в ноябре 2019-го, хотя и подтвердили новые договоренности, в то же время подчеркнули, что речь идет больше о политическом авансе, тогда как новые транши будут позже. Прогнозируемо – после оценки выполнения Украиной пунктов договоренностей предыдущих программ кредитования.

В правительстве по поводу нового сотрудничества с МВФ строят оптимистичные планы. Впрочем, новая команда Владимира Зеленского до сих пор не осознала того, что Фонд оценивает программу выполнения комплексно: как новой властью, так и ее предшественниками. Иногда такой подход ставит в довольно неловкое положение украинских политиков, однако этот принцип работы с МВФ следует учитывать.

Укрепление гривны, стабильная работа Нацбанка, хорошие урожаи и мощный приток инвестиций, которые удалось правительству привлечь с помощью ОВГЗ, дали новому Кабмину определенный запас прочности и времени. По мнению экспертов, без кредита МВФ удастся продержаться минимум до мая 2020 года. Далее может быть труднее. Почему? Этому есть несколько причин и объяснений.

Последствия «кредитной иглы»

Сотрудничество с МВФ, хоть и собираются продолжать, однако это не является критически необходимым, – всячески уверяют в правительстве. Одна из основных провайдеров этого тезиса – министр финансов Оксана Маркарова. Она намекала, что уже в ближайшее время правительство планирует прекратить сотрудничество с Международным валютным фондом, чтобы Украина с 2023 года обеспечивала себя сама.

Недавно министр финансов стала более взвешенной в заявлениях и предположила, что Украина таки сможет отказаться от финансовой поддержки Фонда после завершения следующей программы финансирования. «Программа МВФ, по которой мы достигли договоренностей на уровне менеджмента, обязательно нужна на три года. Но уже с ней, полностью ее выполнив, есть шанс попрощаться с МВФ», – отметила Маркарова в комментарии к посту на своей странице в Facebook.

Премьер-министр Алексей Гончарук выражает еще более взвешенную позицию и надеется на начало восстановления кредитования уже в последующие месяцы. Наиболее вероятными называют сроки середины февраля – начала марта.

Что же так беспокоит чиновников при том, что украинская экономика в последнее время демонстрирует наличие определенного запаса прочности? Дело не только во внутренних процессах, но и в неутешительных прогнозах относительно мировой конъюнктуры. К тому же, именно в 2020-2024 годах Украине, несмотря на внутренние и внешние вызовы, нужно еще справиться с выплатой рекордных сумм по внешним обязательствам предыдущих лет. За четыре последующих года Украина должна выплатить МВФ почти 9 миллиардов долларов, в том числе 800 миллионов – в виде процентов. В текущем году нужно будет выплатить 1,38 миллиарда долларов, а в следующем еще больше – 1,58 миллиардов долларов.

Украина постепенно избавляется от кредитной зависимости, однако сделать это за достаточно короткие промежутки времени, учитывая нынешние темпы роста экономики – невозможно. Поэтому правительство в чем-то идет ва-банк, подписываясь на новую программу кредитования, но уже с целью вложить эти деньги в более стремительный рост экономики. И одновременно подстраховаться на случай неожиданностей в виде нового этапа мирового финансового кризиса.

Обязательно к исполнению

Впрочем, до сих пор остается много аспектов, которые правительству придется учитывать для быстрого возобновления сотрудничества с МВФ. В самом Фонде до сих пор не называют окончательной даты заседания совета директоров, на котором определят сумму и условия предоставления нового кредитования. Пока речь идет о достижении предварительных договоренностей о новой программе расширенного финансирования на уровне менеджмента Фонда, тогда как окончательное решение принимается после обсуждения советом директоров.

Что могут оговаривать на этом заседании? Речь идет не об абстрактном прогрессе выполнения Украиной пунктов предыдущих меморандумов и не только об экономических показателях. Речь идет о самой логике действий власти и ее способности компетентно реагировать на экономические вызовы.

В частности, в Фонде удовлетворены тем, что правительству и НБУ удалось достичь определенной стабилизации финансовых показателей. Кроме того, Украина выполняет свои обязательства по выплате предыдущих долгов.

Что может обеспокоить МВФ? Прежде всего снижение темпов и деструктивные влияния в вопросе внедрения земельной реформы. Второй аспект – рыночные цены на газ. По этому вопросу правительству Гончарука удалось достичь определенных компромиссных решений в ноябре прошлого года, однако общая ситуация и новые контракты по транспортировке газа из России могут снова повлиять на механизмы формирования рыночной цены на голубое топливо.

Наконец, до сих пор нет уверенности относительно урегулирования вопроса с Приватбанком. Больше всего в МВФ хотят видеть более серьезные гарантии стабильности для банковской системы Украины. Например, речь идет о формировании независимых наблюдательных советов в государственных банках и изменения в законах о Фонде гарантирования вкладов и Национальном банке.

Наконец в МВФ ожидают эффективное продолжение антикоррупционной и судебной реформ в Украине. И именно к этим сферам остаются серьезные вопросы.

Новые «черные лебеди» для мировой экономики

Наконец в Фонде с начала 2020 года уже много раз говорили о вызовах, которые ожидают всю мировую экономику. Прежде всего из-за двух главных угроз – роста неравенства в доходах и нестабильности финансового сектора.

К тому же, все возможные вызовы могут показаться не такими уж значительными, когда на мировой арене проявятся новые «черные лебеди» – последствия масштабных экологических катастроф. Уже в начале этого года весь мир стал свидетелем того, как масштабные лесные пожары заставили жителей целого континента существенно задуматься о собственной безопасности.

Вопрос неравенства также представляет не только существенные экономические, но и политические вызовы. Ведь люди склонны доверять простым рецептам решения проблем, что обеспечивает неограниченный доступ к политике огромному количеству популистов. А сама власть популистов может привести и к социальным взрывам, и к нестабильности в целых регионах, и даже к войнам.

В конце концов, Украина и так столкнулась со всеми возможными рисками, о которых только предупреждают в МВФ, еще 6 лет назад. С тех пор в нашем государстве уже произошли все возможные кризисы. Поэтому своеобразную «прививку» мы уже получили и, возможно, именно Украина в 2020 году сможет показать большую устойчивость и способность противостоять вызовам.

Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО