Пресс-центр ООС 22 января сообщил о гибели еще одного украинского военнослужащего на Донбассе. По подсчетам волонтеров, количество бойцов ВСУ, погибших в январе 2020 года, уже превышает количество парней, сложивших головы за весь январь прошлого года. Для обстрела украинских позиций противник применяет уже крупнокалиберную артиллерию. Почему же, несмотря на мирную риторику украинской власти, мир на Донбассе становится еще дальше?
Январь 2020 года на Востоке Украины выдался довольно горячим. На передовой идет снайперская война, в результате которой регулярно гибнут украинские военнослужащие. Так, 22 января пресс-центр ООС сообщил о гибели одного из бойцов ВСУ. До этого сообщения о потерях приходили 16, 17 и 18 числа. Помимо стрелкового оружия, противник подключает и тяжелую артиллерию калибром свыше 100-мм. Такие системы прямо запрещены Минскими соглашениями и должны быть отведены от линии соприкосновения (согласно этим же договоренностям на фронте вообще должна была наступить тишина). Сообщения о применении 120-мм минометов и даже 122-мм гаубиц приходили 19 января.
Довольно часто в сводках ООС фигурирует населенный пункт Орехово, который расположен неподалеку от Золотого. Именно там в прошлом году состоялось пробное разведение сил противоборствующих сторон. Но, как видим, даже возле «пилотного» участка обстановка чрезвычайно неспокойная. Помимо Золотого, войска разводились еще на двух участках. Украинская сторона вознамерилась продолжить процесс, однако против этого категорически выступил министр обороны Андрей Загороднюк. Глава военного ведомства заявил, что такой отвод превратит войну на Донбассе в замороженный конфликт.
Вследствие зимнего обострения, по подсчетам известного волонтера Мирослава Гая, в январе 2020 года уже погибли 10 украинских бойцов. А с учетом сводки от 22 января – уже 11. Гай отметил, что за весь январь прошлого года в зоне боевых действий погибли шесть военнослужащих, а ведь текущий месяц еще не закончился. И даже если подсчеты Гая завышены, нынешняя обстановка на фронте крайне далека от мирной (и даже не свидетельствует о приближении к миру), несмотря на все мирные инициативы и уступки украинской стороны. Почему так происходит?
Боевики ОРДЛО подчинены кураторам в Кремле. С одной стороны, Москва соглашается на обмен пленными с Украиной, а с другой – благословляет обстрелы позиций ВСУ из тяжелой артиллерии. На первый взгляд такая тактика может показаться лишенной смысла, но на самом деле – это классический «кнут и пряник», с помощью которых президента Владимира Зеленского гонят по коридору выполнения Минских соглашений.
Мы уже не раз писали о том, что команда Зеленского, заявив накануне выборов о своем намерении прекратить войну, так и не предложила собственного плана действий в этом направлении. На вооружение был взят «Минск-2», содержащий целый ряд крайне невыгодных для Украины требований. Прежде всего это конституционные изменения, предусматривающие широкую автономию ОРДЛО (фактически федерализацию Украины), а также легализацию вчерашних сепаратистов путем проведения местных выборов на оккупированных территориях.
Согласившись на выполнение Минских соглашений, Владимир Зеленский поставил себя между двух огней. Их выполнение грозит массовыми протестами внутри страны. Уже сейчас многие люди, в очередной раз прочитав о потерях на фронте, сквозь зубы припоминают Зеленскому его тезис о том, что «нужно просто прекратить стрелять». А невыполнение «Минска-2» на корню срезает рейтинг главы государства, который уже и так пострадал от многочисленных скандалов, в которых увязли народные депутаты президентской фракции «Слуга народа».
Вот и приходится бежать по лезвию бритвы, действуя по принципу «ни нашим, ни вашим». Например, во время Нормандского саммита 9 декабря 2019 года Владимир Зеленский сумел удержать важные переговорные позиции. Но такое подвешенное состояние не устраивает Кремль, которому нужна конкретика. Поэтому участившаяся стрельба на фронте может преследовать сразу две цели: вынудить Зеленского поскорее выполнять Минск. И заодно «покачать» ситуацию в Украине, увеличивая недовольство противников «политики умиротворения». Дестабилизация ситуации внутри страны, кстати, тоже может вынудить власть поскорее закрыть проблему Донбасса для того, чтобы высвободить ресурсы для решения внутренних проблем.
И времени, похоже, осталось не так много. Конституционные изменения и трансферт власти, запущенные президентом РФ Владимиром Путиным, уже весной могут сильно изменить правила игры в украино-российских отношениях.
Денис Попович, специально для «Слово и Дело»
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.