Испить чашу до дна: почему Украина не сможет отказаться от Минских соглашений

Денис Поповичжурналист

Министр иностранных дел Вадим Пристайко не исключил, что Украина выйдет из Минских соглашений в том случае, если увидит, что они не выполняются. Если решение о выходе из Минска-2 будет принято, возможно подключение «плана-Б», который заключается в развертывании миротворческой миссии на Донбассе. Заявления господина Пристайко вызвали широкий резонанс, но, к сожалению, они порождают лишь множество новых вопросов.

Упомянутые выше заявления министр иностранных дел Вадим Пристайко сделал в интервью ВВС. Господин Пристайко считает вполне реальным вариантом выход Украины из Минских договоренностей в случае, если процесс их выполнения слишком затянется. «Да, это возможно (выход из Минска-2, – авт.), если мы увидим, что этот процесс идет бесконечно. Это очень непопулярное заявление и, наверное, опять не понравится нашим западным партнерам. Но для нас Минск – не самоценность. Самоценность – наше выживание как нации. И если мы увидим, что они (Минские соглашения, – авт.) не срабатывают, и это ведет нас в постоянное затягивание бесконечного процесса, то рано или поздно будет принято решение о выходе из Минского процесса», – подчеркнул министр.

По словам Пристайко, результаты ближайшей нормандской встречи уже могут поставить вопрос о возможности достижения мира в Минском формате. Вариантом «Б» в этом случае для Украины может стать развертывание миротворческой миссии на Донбассе. «У Киева есть видение нескольких возможных вариантов. Например, если не «Минск», то нам тогда нужно обращаться за миротворческой миссией, точнее peacekeeping – миссией по поддержанию мира», – пояснил Пристайко. По его словам, Украину устроил бы вариант размещения «голубых касок» на границе между Украиной и Россией.

Заявления Вадима Пристайко порождают больше вопросов, чем ответов, как именно Украина собирается действовать, если Кремль будет затягивать процесс урегулирования конфликта на Донбассе. Военная операция украинским руководством не рассматривается, а вот односторонний выход Киева из Минска-2, особенно после того, как президент Украины Владимир Зеленский неоднократно выражал свою приверженность мирному Минскому процессу, вызовет непредсказуемую реакцию у западных партнеров нашей страны.

Россия же, в свою очередь, получит уникальную возможность обвинить Украину в нежелании закончить войну, а также все основания требовать снятия хотя бы части санкций, наложенных за агрессию против нашей страны. Нечего и говорить о том, что при таком развитии событий многократно возрастают риски обострения ситуации на фронте с целью принуждения Украины подписать какой-нибудь новый, более кабальный «Минск».

Еще одна проблема в том, что отказавшись от Минска-2, Украина, скорее всего, даже не сможет перейти к «плану-Б», связанному с миротворцами. Дело в том, что Минские соглашения являются единственной международно-признанной «дорожной картой» урегулирования конфликта на Донбассе. Больше того, Комплекс мер по выполнению Минских соглашений утвержден соответствующей Резолюцией Совета Безопасности ООН от 17 февраля 2015 года.

А ведь именно Совбез ООН принимает решение относительно развертывания миротворческих миссий в любой точке планеты. Отказ от Минска-2 фактически означает отказ и от выполнения требований связанной с ним Резолюции ООН. Сможет ли Украина в таком случае рассчитывать на положительное решение Совбеза ООН по поводу развертывания миротворческой миссии на Донбассе – вопрос риторический.

Впрочем, есть еще одно препятствие на пути выполнения украинского «плана-Б». Напомним, что Россия имеет право вето в Совете Безопасности ООН, то есть может заблокировать любое решение этой организации, если оно не будет устраивать Кремль. Можно, правда, вспомнить и о том, что президент РФ Владимир Путин в сентябре 2017 года сам предложил развернуть миротворческую миссию на Донбассе. Однако предложения Путина касались размещения «голубых касок» вдоль линии разграничения, но никак не на границе Украины и России. Это предложение не устроило Киев тогда и, похоже, не устраивает сейчас.

С другой стороны, пребывание миротворцев на границе не выгодно уже Кремлю. А точнее – марионеткам Кремля в ОРДЛО, опасающимся, что «голубые каски» заблокируют им снабжение из России. Это, по их мнению, позволит ВСУ быстро разгромить «ЛНР» и «ДНР». Таким образом, российское вето в Совбезе ООН практически неизбежно.

Впрочем, скорее всего, заявление Вадима Пристайко о выходе из Минска-2 так и останется заявлением, потому что Владимиру Зеленскому просто не позволят выйти из «минского русла», даже если он сильно этого захочет. Это значит, что новому президенту придется испить «минскую чашу» до дна. Или же попытаться юлить, как это делал его предшественник Петр Порошенко. Однако копировать Порошенко – далеко не самый лучший выбор для Зеленского.

Денис Попович, специально для «Слово и Дело».

АКТУАЛЬНОЕ ВИДЕО