Идея с легализацией игорного бизнеса была в списке программных обещаний президента Владимира Зеленского и политической силы «Слуга народа». В целом дискуссия о возвращении в легальное поле бизнеса на человеческом азарте продолжается еще с момента его запрета в 2009 году.
И действительно, в очень многих цивилизованных странах данная сфера приносит миллиардные прибыли в бюджет. Доходы в государственный бюджет от этого вида деятельности в Италии, Германии и Великобритании составляют от 12 до 20 миллиардов евро ежегодно. Воспользоваться подобными европейским государствам возможностями получить больше доходов в бюджет – очень неплохая идея в контексте постоянного поиска дополнительных источников поступлений для развития нашего государства. Тем более, что теневой рынок и без этого работает, и зарабатывают на азартных играх нелегально заинтересованные группы лиц, которые уже давно могут вполне свободно позволить себе иметь лоббистов как в правительственных, так и в парламентских кругах.
Во время своего визита в Турцию в августе текущего года Владимир Зеленский отметил, что легализация азартных игр будет стимулировать развитие туристического кластера региона у Черного моря. Мол, работу казино следует восстанавливать именно в пятизвездочных отелях, для создания более привлекательной туристической инфраструктуры и атмосферы.
Новое правительство прислушалось к идее главы государства и уже в середине октября подготовило и передало на рассмотрение законопроект №2285 «О государственном регулировании деятельности в сфере организации и проведения азартных игр». Тема легализации игорного бизнеса спровоцировала настоящий законотворческий бум. Уже в начале ноября в парламенте было зарегистрировано аж 7 альтернативных законопроектов! Все они внесены в повестку дня Верховной рады, однако пока условных «фаворитов» среди них нет. Все эти документы предлагают качественно дополнить правительственный законопроект, ведь, по мнению их авторов, в нем есть ряд недостатков и не учтена определенная специфика легализации азартных игр именно в Украине.
Что предлагает правительственный законопроект, и дополнения могут быть вполне уместными?
Легализация ради наполнения бюджета
Запрет игорного бизнеса в Украине действует с 2009 года. Позже был принят закон о государственных лотереях, который частично легализовал азартные игры. Впрочем, частично =лицензиями обладают лишь три частные компании, а в целом по Украине игорный бизнес процветает в нелегальной плоскости.
Именно с целью наполнения бюджета и минимизации рисков от «теневого сектора» деятельности азартных игр новое правительство решило ускорить вопрос легализации игорного бизнеса. Так, в правительстве рассчитывают, что легализация позволит получать до 5 миллиардов гривен ежегодно, впрочем окончательные цифры ожидаемых поступлений в бюджет, по мнению авторов документа, будут зависеть от того, в какой редакции народные депутаты примут закон.
Итак, что же предлагает Кабмин? Во-первых, будут разрешены почти все виды азартных игр – казино, лотереи, букмекерские конторы, игровые автоматы и покер.
Во-вторых, предлагается урегулировать вопрос лицензий и установить определенные ограничения на их выдачу. Так, заниматься азартными играми смогут исключительно украинские компании, а стоимость лицензии будет зависеть от вида игорного бизнеса и возможностей для его развития. Так, для покупки лицензии для казино в крупных городах нужно будет минимум 25 миллионов гривен, тогда как лицензия на деятельность букмекерской конторы обойдется в 750 тысяч гривен.
В-третьих, деятельность игорного бизнеса будет контролировать специально созданная комиссия – коллегиальный орган с 7 человек, который будет подотчетен Кабмину. А еще онлайн-доступ к игровому оборудованию будет иметь Государственная фискальная служба, которая сможет также контролировать оборот принятых ставок и выплаченных выигрышей.
В-четвертых, документ определяет, что будет создан специальный фонд, который будет пополняться за счет покупки лицензий на игорный бизнес. Средства из этого фонда будут направлены на различные социальные нужды.
В-пятых, будут введены правила доступа к азартным играм. Так, не смогут играть граждане до 18 лет, недееспособные лица, и лица, причастные к организации игорного бизнеса. За участие в нелегальных азартных играх будет введен штраф в размере от 510 до 5100 гривен, а за организацию бизнеса без наличия соответствующих лицензий можно даже получить уголовное наказание в виде лишения свободы на срок от 3 до 5 лет.
Многообразие альтернатив
Несмотря на положительный факт появления законопроекта о легализации игорного бизнеса, документ содержит в себе ряд недостатков. На них указывают авторы альтернативных документов и ряд экспертов.
Более того, именно появление многих альтернативных документов заставило парламент несколько отложить рассмотрение законопроекта. Уже 15 ноября законопроект планировали рассмотреть в первом чтении. Об этом заявил глава фракции монобольшинства «Слуга народа» Давид Арахамия. Впрочем, он добавил, что из-за «технического момента» документ, скорее всего, рассмотрят в следующий раз.
Из 7-ми альтернативных законопроектов 6 было подано народными депутатами от фракции «Слуга народа». Еще один зарегистрирован народными депутатами от «Оппозиционной платформы – За жизнь» Наталией Королевской и ее коллегой Юрием Солодом. Они предлагают не легализировать игорный бизнес, а наоборот – бороться с ним. «Категорически не соглашаясь с позицией по легализации азартных игр в Украине, мы подготовили альтернативный законопроект, которым, наоборот, предлагается продление действия запрета азартных игр, усиление ответственности и мер борьбы с незаконным игорным бизнесом», – говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Наиболее последовательно критикует правительственный законопроект народный депутат-мажоритарщик от «Слуги народа» Александр Дубинский. В своем альтернативном документе он подчеркивает на значительном усилении участия государства в регулировании рынка игорного бизнеса. «С улицы должны уйти все нелегальные игровые салоны; должны быть обеспечены максимальные доходы бюджета от игорного бизнеса; должен быть обеспечен максимально жесткий контроль за прозрачностью этого бизнеса и его легальностью; установлены барьерные цены для получения лицензий на игру», – отметил депутат, комментируя правительственные инициативы.
Интересно то, что и премьер-министр активно критиковал засилье большого количества игорных заведений на улицах украинских городов. А особенно тот факт, что рядом с ними, как правило, расположены еще и ломбарды. «Вы знаете, что происходит: выходите на улицу, видите эти игровые автоматы, рядом ломбарды. Я не думаю, что нужно объяснять, что это за беда. Огромное количество людей от этого страдает и мы хотим защитить людей, которые являются зависимыми», – отметил Гончарук. Однако определенные меры предосторожности в виде регулирования количества автоматов и определения помещений, очевидно, являются недостаточными.
В альтернативных законопроектах предлагается несколько расширить количество ограничительных мер. Например, в альтернативном законопроекте нардепа Мулика говорится о необходимости обязательной сертификации игорного оборудования, а также создание условий для производства, дистрибуции и сервисного обслуживания игрового оборудования. Кроме того, депутат предлагает урегулировать вопрос импорта такого оборудования. А в законопроекте народного депутата Анны Личман предлагается ввести существенные ограничения по рекламе азартных игр.
Опасность для бедных?
Значительное количество критики правительственной инициативы по поводу легализации игорного бизнеса связано с дискуссией по поводу влияния и последствий азартных игр для населения. Известно, что граждане бедных стран более склонны к различным зависимостям, и азартные игры в одном перечне с алкоголем и наркотиками.
Эксперты отмечают отсутствие достаточного количества предохранителей по недопущению распространения такого явления как «лудомания» (зависимость от азартных игр). В частности, речь идет о том, что правительственный законопроект никак не умаляет влияние рекламного контента на граждан, одновременно легализируя и упрощая доступ к азартным играм.
Большое количество альтернативных законопроектов свидетельствует о борьбе нескольких различных лоббистских групп за сферу игорного бизнеса. Некоторые из них могут даже не пересекаться по направлениям своей деятельности, но просто действуют параллельно, пытаясь привлечь нужные им нормы новому закону.
В условиях слабого государственного регулирования и фактического невмешательства правоохранительных органов в сферу игорного бизнеса, его легализация, скорее всего, станет довольно-таки номинальным событием, а бюджет не заметит потока мощного поступления от сферы азартного бизнеса. Уже сейчас эта сфера очень неконтролируемая, а после легализации состоится частичное перераспределение «теневых потоков». При этом государство в бюджет в лучшем случае получит не более 25% от настоящих оборотов игорного бизнеса. Не говоря уже о сопутствующих проблемах в обществе, связанных с лудоманией и личными финансовыми кризисами граждан.
Александр Радчук, специально для «Слово и Дело»