Верховная рада приняла закон о перезапуске судебной реформы, инициированной президентом Владимиром Зеленским. О плюсах и минусах нового законодательства «Слово и Дело» поговорило с юристами.
Предполагается несколько существенных изменений, в частности, реформой Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС) запускается такой же механизм, который был применен при формировании Высшего антикоррупцийнного суда, с привлечением международных экспертов.
«Планируется перезапуск ВККС через конкурсную комиссию, которая назначается в соответствующих пропорциях Высшим советом правосудия, международными экспертами, имеющими право вето на любого кандидата. Таким образом, комиссия избирает состав ВККС, в то время, как ранее она избиралась съездом судей, Верховной радой, президентом», – пояснил кандидат юридических наук Геннадий Дубов.
Что касается запланированного уменьшения количества судей Верховного суда с 200 до 100, юрист считает, что это отрицательный момент, на который, собственно, обращали внимание и европейские эксперты.
«Судьи Верховного суда прошли все конкурсы и были назначены, причем пожизненно. Непонятно, на каком основании и по какому принципу сейчас 100 судей оставят и почти 100 – уволят. Видимых оснований, кроме политических мотивов, для сокращения судей нет. К тому же, новый механизм судебной реформы – Большая палата рассматривает дела, которые представляют собой исключительно правовую проблему. Если есть сложность с правоприменением, собирается орган, состоящий из пары десятков судей, которые вместе принимают решения по какому-то делу, и оно имеет признаки прецедента. И суды низших инстанций должны этим решением руководствоваться. Практика этой палаты в целом профессиональная», – отметил Геннадий Дубов.
Юрист отметил, что ввиду того, что уже сегодня судьи не успевают оперативно рассматривать жалобы, то если их станет в два раза меньше, скорости это, явно, не добавит.
К тому же на рассмотрение Верховного суда будет попадать еще меньше дел, хотя и сейчас большинство из них отфильтровывается.
«Сокращение количества судей ВС – это стресс для системы, которая, по сути, еще не сформирована. Что касается разговоров о том, что у судей ВС слишком большие зарплаты (до 200 тыс. гривен), то с одной стороны, это действительно высокие зарплаты, но с другой – и ответственность серьезная. К тому же, имея такую зарплату, судья лишний раз задумается, а стоит подвергаться риску ее потерять, если ему поступит какое-то сомнительное предложение», – считает юрист.
Напротив, плюсом считает урезание зарплат для членов Верховного Суда, Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей «до приемлемого уровня» заместитель председателя правления Центра политико-правовых реформ Роман Куйбида. Об этом он написал на своей странице в Facebook.
Из позитива юрист также выделил формирование новой ВККС конкурсной комиссией из 3 представителей Совета судей и 3 международников; создание этической комиссии (3 члена ВРП и 3 международника с решающей ролью последних), которая сможет уволить действующих членов ВРУ, а также проверять кандидатов в члены ВРУ.
По мнению Куйбиды, этическая комиссия также будет дисциплинарным органом для судей Верховного суда. Юрист считает позитивом прекращение полномочий действующей ВККС, которая оставляла на должностях большинство нечестных судей.
«Новая ВККС, по крайней мере, в отношении почти половины судейского корпуса сможет показать лучший результат», – убежден он.
Среди минусов судебной реформы Зеленского Куйбида, как и Дубов, назвал сокращение количества судей Верховного Суда. «Люди, у которых дела в Верховном суде (примерно 70 тыс. дел), пострадают от этого всего», – отметил юрист.
Негативом, по мнению Куйбиды, является и то, что когда полномочия действующей ВККС прекратятся, она не сможет закончить уже начатые конкурсы.
«Это означает, что кадровый голод в судах первой и апелляционной инстанций будет длится долго и обещание президента до конца года заполнить 2000 судейских должностей останется невыполненным», – подчеркнул эксперт, добавив, что кадровая проблема усугубится из-за того, что состав новой ВККС будет сокращен с 16 до 12 членов.
Не добавляет оптимизма и тот факт, что формирование новой ВККС и увольнение членов ВРП будет в заложниках печально известного Окружного административного суда г. Киев, обжалованием результатов в этот суд и по всем инстанциям можно внести хаос в этот процесс.
Среди того, что вызывает беспокойство, есть новации, в частности, о сокращении сроков привлечения судей к дисциплинарной ответственности. По мнению Куйбиды, это может так и остаться всего лишь хорошим пожеланием законодателя, ведь остались старые положения закона, которые устанавливают длительные сроки.
Сожаление вызывает то, что новая ВККС будет формироваться исключительно из юристов с не менее, чем 15-летним стажем, то есть из представителей системы, которую надо реформировать.
По мнению Куйбиды, предложенная Зеленским перезагрузка судебной реформы Порошенко состоит как из хороших, так и из плохих вещей. «Постоянные грабли, на которые наступает каждый президент, потому что в процессе внедрения все плохие вещи вылезают боком и нивелируют все хорошие», – подытожил юрист.
Ранее «Слово и Дело» разбиралось, что предусматривает законопроект о штрафах нардепов за прогулы и когда у парламентариев за это начнут отбирать мандаты.
Также мы писали, как голосовали нардепы за судебную реформу Зеленского.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.