Украина не сможет полностью отказаться от российского топлива. Для трейдеров не проблема переориентироваться на железнодорожные поставки. Однако «Укрзализныця» не в силах обеспечить достаточное количество тягового погрузочно-подвижного состава для перевозок нефтепродуктов.
Такое мнение в комментарии «Слову и Делу» выразил директор специальных программ научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев.
По его словам, июльское увеличение поставок российского топлива в Украину обусловлено тем, что на украинском рынке можно заработать намного больше на продаже нефтепродуктов, чем в РФ и Беларуси, где действует госрегулирование цен.
«В Европе заработать сложно из-за высокой конкуренции», – отметил Рябцев.
По его мнению, в такой ситуации нет объективных предпосылок для роста цен на нефтепродукты, напротив – цены снижаются. Однако существуют риски, связанные с необходимостью переориентации поставок, что может приостановить снижение цен. Логистика трубопроводного ресурса самая дешевая и эффективная, но ответные спецпошлины Украины коснулись именно этого ресурса.
Сейчас большинство компаний переориентируются на железнодорожные поставки, однако УЗ до сих пор не может удовлетворить все заявки трейдеров топливного рынка, подчеркнул он.
«Во-первых, ощутим дефицит локомотивной тяги, во-вторых, УЗ не способна обеспечить необходимое количество вагонов-цистерн, в-третьих, заметны постоянные задержки и простои при перемещении этих вагонов-цистерн по Украине», – пояснил эксперт.
Несмотря на повышение тарифов на железнодорожные перевозки, ситуация ухудшается, добавил он.
«Создается впечатление, что УЗ хочет заработать на всем, не обращая внимания на необходимость обеспечения энергетической безопасности государства, интересы потребителей Украины», – уточнил Рябцев.
При этом он отметил, что стоимость топлива в РФ или у других источников одинаковая, отличие лишь в стоимости транспортировки.
«Разница в стоимости трубопроводных поставок и поставок по железной дороге – 3-4%. Морские поставки дороже на 1-2% из-за необходимости перевалки в портах плюс портовые сборы», – акцентировал специалист.
Каждый покупатель ищет товар подешевле, чтобы потом продать подороже, добавил он.
«Иногда даже морские поставки более выгодны, особенно если речь о прибрежных регионах. При этом УЗ может задержать партии на несколько декад, что даже самое выгодное трубопроводное топливо делает дороже, чем любое другое», – резюмировал Геннадий Рябцев.
Напомним, Украина с 1 августа ввела специальные пошлины на товары из России, которые будут изыматься независимо от других пошлин.
Отметим, бензин и дизельное топливо с 2014 по 2019 год подорожали более чем в два раза.
Динамика стоимости топлива для авто за последние пять лет – на нашей инфографике.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.